Общественный транспорт в Японии
Общая информация
Общественный транспорт в Японии развит очень хорошо. Единая транспортная система позволяет перевозить огромные потоки пассажиров. Каждый крупный город Японии располагает несколькими способами передвижения с удобным расписанием и едиными билетами на все типы транспорта.
Транспортная система продумана до мелочей, начиная от указателей и заканчивая интерактивными картами маршрутов на остановках, что иногда может немного запутать туриста обилием информации. Однако это позволяет обойтись без поездки на такси и аренды автомобиля.
Билеты в Японии

В Японии очень запутанная ситуация с билетами и проездными. Дело в том, что один вид транспорта может обслуживаться множеством компаний-операторов, имеющих собственные виды билетов и их стоимость.
Например, метро в Токио обслуживается Tokyo Metro и Toei, каждая из фирм имеет собственные линии с собственными билетами. Для пересадки с ветки Tokyo Metro на ветку Toei требуется покупать дополнительный билет. Такая же ситуация и с городскими автобусами – множество перевозчиков и множество билетов.
Проездные в Японии
Покупка различных билетов на разные виды транспорта затруднительна для туристов, достаточно сложно разобраться в принадлежности тех или иных автобусов или веток метро. Наиболее удобный выход из ситуации – покупка специальных проездных. Одни действуют только в метро, другие в автобусах и третьи позволяют пользоваться всеми видами транспорта. В Токио, например, наиболее универсальным билетом является PASMO. Для Осаки аналогичным билетом является Osaka Amazing Pass (ранее известный как Osaka Unlimited Pass).
Стоимость билетов отличается в разных городах, в среднем она составляет приблизительно 1000-3000 иен (400-1200 руб.) на основные виды транспорта.
Значительно проще и выгоднее при частых поездках купить безлимитные проездные на все виды транспорта или только на автобус.
Тип и название проездного | Стоимость | Где можно использовать | Описание билетов |
PASMO | От 1000 до 10000 иен | Автобусы, метро и электрички R, Tokyo Metro, Toei | Наиболее оптимальный тип проездного, позволяет передвигаться на разных видах транспорта от разных компаний. |
Orange Card | 1000 и 3000 иен | На транспорте принадлежащем компании JR | Предоплатные карты, проходить нужно только через оранжевые турникеты. |
Suica | 2000 иен + залог в 500 иен | На линии JR East монорельса Токио | Предоплатная карта, из залога вычитается 210 иен (80 руб.). |
One-day Tokyo Rail Pass | 730 иен (300 руб.) | На электричках JR | Безлимитный проездной на 1 день, действует в границах Большого Токио*. |
Tokyo Free Kippu | 1580 иен (600 руб.) | Электрички и автобусы JR | Безлимитный проездной на 1 день, действует в пределах Большого Токио*. |
One-day Travel Pass for the Toei network | 700 иен (270 руб.) | Автобусы, трамвай и метро на линиях Toei | Безлимитный проездной на 1 день, покупается в аэропорту с предъявлением паспорта и посадочного талона. |
One-day Economy Pass for Toei | 500 иен (200 руб.) | Автобусы Toei | Безлимитный проездной, действует только в 23 районах относящихся к городу Токио*. |
Japan Rail Pass | 29110 иен (11 200 руб.) | На поездах и электричках JR | Покупается перед поездкой, действует по всей стране. Подробнее здесь. |
*23 района Токио – районы, относящиеся именно к городу, а не одноименной префектуре. Большое Токио (Tokyo Metropolitan District) – так называется город Токио и соседние с ним города, фактически не имеющие границ друг с другом.
Автобусы в Японии

В городах главным видом транспорта являются автобусы, исключение составляют Токио и Осака, где основной поток пассажиров перевозится на метро и пригородных поездах. Связанно это в том числе и с сильными пробками.
В больших городах система автобусов очень сложная и связно это с наличием, как правило, нескольких перевозчиков, порой дублирующих одинаковый маршрут, но с разной ценой и билетами.
В Токио и Осаке автобусы ходят на короткие расстояния, например, между станциями метро и поездов. Цены в таких автобусах практически фиксированные. В остальных городах, где автобусы играют главную роль, маршруты поделены на разные транспортные зоны. Цены при поездке из одной зоны в другую выше.
Режим работы автобусов: 07:00-21:00
Автобусные остановки имеют названия, написанные по-английски и по-японски. Номер маршрута и конечная остановка указаны под лобовым стеклом автобуса.
Входить в автобус нужно через двери оборудованные турникетом, обычно это передние. При покупке билета у водителя нужно назвать ему конечную остановку, и он пробьет билет по нужной цене.
Метро в Японии

Метро в Японии или похожие системы есть в Токио, Осаке, Нагое, Иокогаме, Саппоро, Кобе, Киото, Фукуоке, Китакюсю, Сэндае, Хиросиме и на Окинаве.
В Токио и Осаке системы метрополитена наиболее загруженные, чем в остальных регионах страны. Связанно это с тем, что в этих городах они играют главную роль в перевозке пассажиров, оставив автобусы на втором месте. Токийское метро считается уникальным в мире по количеству станций и инфраструктуре.
Для большинства японцев метро – это надежный и быстрый способ добраться до работы или учебы. Тарифы на метро зачастую чуть выше, чем в автобусах, но это компенсируется отсутствием пробок и разветвленной системой станций.
Обычно они связывают разные районы городов, реже совместно с электричками служат для поездок из пригородов. В крупных городах существуют большие станции, объединяющие пригородные линии и метрополитен.
Особенности метро в Японии
На станциях от краев платформы пассажиров отделяет либо выкрашенная в яркий цвет линия, либо забор с раздвижными турникетами.
Часть поездов оборудованы вагонами, в которых могут ездить только женщины, отмечены они бело-розовой надписью Women Only.
В часы пик на центральных станциях токийского метрополитена порой скапливается такое количество пассажиров, что специальные служащие «утрамбовывают» их в вагон. Случается это редко, но для многих туристов является визитной карточкой метро в Токио.
Монорельс в Японии

Монорельс в Японии есть во многих городах, например, кроме Токио такие системы распространены в Осаке, на Окинаве. Однако основную роль они играют именно в транспортном сообщении Токио.
Токийский монорельс – полностью автоматизированная система поездов, машинистов в вагонах нет. Лини монорельса не пересекаются с метро и пригородными поездами, имеют собственные станции и билеты, которые необходимо покупать отдельно.
На западе Токио расположена линия
Самым востребованной монорельсовой дорогой является
Трамваи и троллейбусы в Японии

Трамвайные линии, несмотря на солидный возраст, сохранились во многих городах Японии. В основном они используются как пригородный транспорт, а для туристов являются популярным аттракционом.
Так в Токио сохранилась только одна линия, обслуживаемая компанией Toei. Интервалы движения трамваев около 15 минут.
Стоимость поездки на токийском трамвае около 160 иен (60 руб.), дневной проездной – 400 иен (160 руб.). Оплачивается проезд при выходе в автомате рядом с водителем. Карту трамвайной линии в Токио можно увидеть здесь.

Троллейбусы в Японии очень необычные – это подземные линии Куробэ и Татэяма. Они обслуживают горный туристический маршрут между городами Татэяма и Омати.
Отзывы