Как сделать крутое интервью
Разговор растянулся на целый месяц. Вопросы сочинялись на улице, в электричке и посреди ночи. Интервью началось в Москве, а закончилось в Крыму.
Коротко об авторе
Меня зовут Тимур, я редактор, бас-гитарист и друг детей. За год я сделал примерно 50 интервью, которые признали крутыми сами герои.
На какие темы не стоит говорить в интервью?
Я не говорю о трех вещах: религии, политике и вегетарианстве. Повторяй это как мантру, и станешь таким же спокойным и улыбчивым, как Далай-лама.
Ты не мог бы повторить? Я забыл включить диктофон.
Пожалуйста. Никогда не говори о религии, политике и вегетарианстве.
Можно ли спросить у героя, в какой горошек у него сегодня трусы?
Интервью похоже на первое свидание. Секрет в том, чтобы не быть занудой и искренне влюбиться. А дальше никто не знает, что произойдет. Может, и до трусов доберетесь.
Какой ответ на вопрос ты считаешь плохим?
Если герой и правда отвечает на вопрос, то это плохой ответ. И плохой вопрос. Их нужно вырезать. Читателю не нужны ответы на вопросы. Ему нужно понять, почему герой интервью не он. Каким опытом и волей обладает этот человек. Как он достиг всего и как все потерял. Читателю нужен подтекст.
Хороший герой интервью это понимает. Он играет, как на сцене. Знаешь, почему столько людей потратили время и ответили на мои вопросы? Они не мечтали в детстве работать в справочном бюро, они хотят быть героями. Твоя задача – сделать их бэтменами. Ну, или джокерами.
Почему на ум приходят только банальные вопросы?
Ты не заморачиваешься. Ты не сидишь перед экраном ночами и не листаешь записи путешественников, не вглядываешься во фразы, нужные для цитат. Я делал все это, чтобы набросать несколько простых вопросов.
Ответы, которые ты знаешь заранее, скучны. В этом есть какая-то магия. Спрашивай о том, что тебя волнует прямо сейчас. Даже если это твои страхи или мечты. В обычном разговоре, даже когда мы слушаем, мы всегда говорим и о себе.
Ф.М. Достоевский. С умным человеком и поговорить любопытно.
Я заметил, ты избегаешь личных встреч, когда делаешь интервью. Предпочитаешь работать с текстом?
Знаешь, люди готовы болтать часами, а тебе это потом обрабатывать. Шутка. Я не избегаю живых интервью. Однажды я разговаривал с фотографом Александром Федоровым по скайпу, и он даже не заметил, как я поправил его речь. А я редактировал интервью неделю.
Интервью – это не живой разговор, хотя шум улицы или улыбка в конце фразы могут его оживить (улыбается). Это все равно текст. И почему-то гораздо интереснее выходит, когда герой набивает его на клавиатуре, а не начитывает в диктофон. Это загадка. Кстати, ты заметил, что мы переместились из Москвы в Севастополь? Давай съедим по мороженому.
Давай. Я люблю обычный стаканчик… Почему ты так возишься с цитатами?
Потому что они классно оттеняют то, что говорит герой. Поначалу я брал отдельные мысли из его ответа и дублировал. Получалось то же самое, только большими буквами и в кавычках. Так делают все. Но потом пришел к выводу, что это странно и скучно. Запомни, нет ничего печальнее, чем повтор того, что я только что сказал. Надеюсь, ты меня понял.
Запомни, нет ничего печальнее, чем повтор того, что я только что сказал. Надеюсь, ты меня понял.
Мне надоело спрашивать про интервью. Давай сменим тему.
А как же заголовок? Мы выясняем, как делается крутое интервью, забыл?
Представим, что до этого была теория, а сейчас – примеры. Только не знаю, плохие или хорошие.
Отлично. Тем более что читатели к этому моменту забыли, что я разговариваю сам с собой.
Как думаешь, стоило уходить во фриланс? Ты ведь сейчас зарабатываешь меньше.
Если хочешь подготовиться к аду, спустись утром в метро где-нибудь в районе Выхино. Поэтому да, стоило. На фрилансе зарабатываешь меньше, и не хватает палки. Зато я работаю над сценарием для мультфильма. И глаз больше не дергается.
Что за мультфильм?
Извини, но как поют Queens of the Stone Age: «Что бы ты ни делал, не говори никому». Это хороший совет, когда речь идет о мультфильме или подружке. Удача – это как очки магии. Рассказывая о ней направо и налево, ты ее тратишь.
Откуда в тебе столько самолюбования? Ты типа Канье Уэста, голос поколения?
Нет, я не считаю себя голосом поколения. Однажды я сказал на вечеринке, что написал хорошую песню, и меня зашикали, как Дейнерис. Мне не нравится, что те ребята потеряли чувство юмора. Сейчас модно говорить: я ни на что не годен, но в глазах читается обратное.
Почему ты ненавидишь трэвел-журналистику?
Большая ошибка делать акцент на слове «трэвел». В первую очередь важна журналистика. Нужно уметь писать. Нужно находить факты. Находить удачные образы. Вкладывать в текст свое видение. То, что ты путешествуешь, не делает тебя автоматически лучше. Научиться работать можно гуляя по собственному городу.
Ты ненавидишь и курсы по трэвел-журналистике?
Нет, почему. Там научат говорить и сочинять тексты без лишних слов, но за деньги. Цитирую: «Лучше отказаться от нового айфона». Создатели курсов живут в параллельной реальности, где каждый начинающий автор может купить себе айфон. Все эти курсы сводятся к одной фразе:
Если, редактируя, ты убираешь только пару слов, а не вырезаешь целые абзацы, то тебя ждет провал.
Мне всегда было проще с текстом, потому что я сочинял песни. Ты вырезаешь куски, убираешь инструменты, пока не останется только ритм и голос, и все звучит гораздо лучше.
Вижу, ты хочешь поговорить о музыке. Почему ты сочинял песни на английском?
Ох, этот вопрос мне задают постоянно. Но отвечаю я неловко, поэтому постараюсь разрулить его прямо здесь. Видишь ли, я не из тех, кто придумывает музыку на слова. Как и большинство людей, я беру гитару и напеваю: «На-на-на-на, ти-ди-ти-ди…»
Никогда не думал, что слова важны. Некоторые просто не могут жить без информации. Это то же самое, когда в доме целыми днями включен телевизор. В музыке важна динамика, эмоциональность. Можно петь любую тарабарщину, но мне нравится, как звучит английский в сочетании с тем шумом, который мы с ребятами извлекали из инструментов.
Ты говорил, что относишься к тексту скорее как оператор к кинокамере. А кто тогда твой любимый кинорежиссер?
Гай Ричи. Ты ожидал услышать кого-то вроде Джима Джармуша или Дэвида Линча, но я люблю старые добрые сюжетные линии. К тому же этот парень знает джиу-джитсу.
Что, по-твоему, самое большое зло в мире?
Самое большое зло. Дай-ка подумать. Пожалуй, религия, политика и вегетарианство… Ладно, шутка. Инерция. На мой взгляд, самое большое зло – это инерция. Почитай «Постороннего» Альбера Камю и поймешь, что люди даже убивают по инерции.
Можешь назвать самую большую несправедливость, которая не дает тебе покоя?
Да, могу. Что Бреда Питта, Джонни Деппа, Мэтта Дэймона и Леонардо Ди Каприо не сняли в фильме «Братья Карамазовы». А сейчас они слишком стары для этого.
Магическое ощущение жизни для меня – часть реальности. Вспомни мистический случай, который с тобой произошел недавно.
Легко. Я ехал в Воронеж на машине, и водитель сделал остановку в небольшой деревне. Там было несколько домов, колонка с водой, следы от огромного грузовика – короче, обычная картина. Было жарко, в воздухе стоял пар. Я сидел в горячей машине и ждал водителя.
И тут на другой стороне улицы я увидел деревянную вывеску с надписью «Шериф». Я несколько минут не мог сообразить, где нахожусь. Еще эта жара. Небольшое расширение сознания. Только когда водитель вернулся и завел двигатель, я сообразил, что там написано «Шифер».
Боб Марли. Я выстрелил в шерифа, но помощник убежал.
Спасибо за интересную историю. Думаю, пора заканчивать. Ты клевый чувак, было приятно с тобой поговорить.
Ты тоже молодец, но в следующий раз подготовься получше. И, ради всего святого, прекрати грызть ногти!
Фото:
Комментарии
Иван, привет!
1. Хорошая попытка, но я не комментирую вопросы политики, религии и вегетарианства)
2. Я использую диктофон. Но если герой отвечает на вопросы письменно, он лучше формулирует мысли, у него есть время подумать. Это не просто болтовня. Как-то герой при живой беседе 20 минут отвечал на вопрос, а при расшифровке выяснилось, что он так на него и не ответил. Блокноты для меня не годятся, так как я потом не разберу свой почерк.
3. Нужно сидеть перед экраном и листать, пока не поймаешь нужную интонацию. Возникает иллюзия, что ты хорошо знаешь героя. Как друга. А друга ты не спросишь: Вань, сколько ты зарабатываешь?
Задавать вопросы, на которые ты уже знаешь ответы, скучно. Потому что это лежит на поверхности, нет смысла об этом спрашивать, да и герой наверняка уже много раз рассказывал эту историю. Ему скучно, тебе скучно, всем скучно. Нужно копать глубже.
6. А как часто надо менять тему разговора на первом свидании? Я не знаю. Зависит от свидания. Можно переборщить и утомить и себя, и собеседника. Держись главной темы, которая тебя волнует, а переключения делай для передышки и смеха.
8. Я пришел к выводу, что они лишние. Тебе кажется: "о, круто, мое интервью звучит, как живое". Но "типа", "хм", "ээээ" сбивают с толку читателей, которые смотрят с другого ракурса. Иногда такие вещи бывают в тему, когда герой ну очень круто и ритмично ведет свою речь.
9. Иногда редактирую сильно. И еще никто не жаловался, потому что все хотят звучать четко, красиво и осмысленно. .
очень крутой текст. кое-что бы выписала, вырезала и повесила на стенку
Здорово! Очень весело, остроумно и легко, причем о серьезном. Впервые мне действительно интетесно читать интервью. А некоторые фразы действительно хочется повесить на стену. Спасибо!
Да, это было крутое интервью. Работа мастера. Спасибо. У меня несколько вопросов/ремарок:
1. Религия и политика — понятно. Я сам не говорю на эти темы, хотя интересуюсь. Но вегетарианство. Очень неожиданно. Потому что и там не найти правых?
2. Диктофон, окей, нет. Делаешь ли ты записи в блокнот по ходу личной встречи? Доверяешь ли памяти?
3. Не понял ответ на вопрос «Почему на ум приходят только банальные вопросы?» Нужно ли сидеть часами перед экраном и листать записи? Задавать ли вопросы, на которые знаешь ответы? Ведь читатели их не знают, им будет интересно.
4. Я тоже люблю текст. Не считаю, что интервью получаются сухими. Все зависит от человека.
5. Согласен, что повторение цитат — зло. Нужно либо выделять фразу прямо по тексту (не повторяя), либо разбавлять выдержками из дневников, книг... Это отличнейшая твоя находка!
6. Как часто можно менять тему? Например, я беру интервью у зоолога, но у него такие интересные мысли о причинах мироздания. А еще он великолепный садовод. Спросить об этом?
7. Мультфильмы — класс!
8. Кстати, насчет безобидных слов «типа», «вроде» и т. п. Придают ли они беседе свежести или это просторечные слова и их лучше не использовать или использовать какие-то другие?
9. Насколько сильно редактируешь ответы?
10. Всем кто интересуется: Уильям Зинсер, «Как писать хорошо». Там есть глава про интервью. https://esquire.ru/william-zinsser