Железнодорожный транспорт в Германии

Общая информация

Железнодорожная система Германии считается одной из самых современных и эффективных в мире. Помимо несколько региональных веток, все железные дороги в Германии принадлежат частной компании «Немецкие железные дороги» (Deutsche Bahn или DB), которая контролирует подвижной состав из 29000 поездов, обслуживает 5500 станций и 35000 км путей. Немецкие поезда развивают на некоторых участках пути скорость до 330 км/ч, что делает их также и одними из самых быстрых в мире.

Железнодорожное сообщение в Германии налажено с поразительной пунктуальностью. По статистике DB, 90 % поездов не отклоняются от расписания больше, чем на 5 минут.
Электричка и поезд дальнего следования
Электричка и поезд дальнего следования

Типы поездов

Поезда в Германии делятся на несколько основных типов, которые отличаются дальностью назначения, скоростным режимом и уровнем сервисных услуг.

Отличить дальние поезда от пригородных легко по расцветке – они обычно окрашены в белый цвет с красной окантовкой, тогда, как электрички обычно красные с серыми полосами.
Плацкартный вагонКупейный вагон
Плацкартный вагонКупейный вагон

Типы поездов дальнего следования

  • «Междугородный экспресс» ICE (InterCity Express) – самый распространенный тип скоростных поездов дальнего следования в Германии. Такие поезда обслуживают основные железнодорожные маршруты, связывающие крупнейшие города и регионы страны. Они считаются самыми комфортными из немецких поездов, оснащенных всеми возможными удобствами. Сегодня в Германии эксплуатируются несколько модификаций этого поезда (ICE 1-3, ICT 2), различающихся в основном уровнем комфорта и максимальной скоростью.
  • «Междугородный поезд» IC/EC (InterCity/EuroCity) – несколько более медленная версия ICE, которую также можно встретить на важнейших транспортных направлениях Германии. Данный тип поезда также используется для маршрутов, связывающих крупные немецкие города с различными европейским столицами (Лондон, Париж, Брюссель, Амстердам).
  • Ночные поезда ICN, EN, CNL, NZ (InterCityNight, EuroNight, CityNightLine, Nachtzug) – различные варианты составов, предназначенных для длительных ночных переездов и укомплектованных спальными местами. Вагоны в таких поездах могут быть оснащены купе (Schlafwagen) или плацкартным (Liegewagen) размещением, а также обычными откидывающимися сиденьями.
  • Скорые поезда D (Durchgangszug) – эти экспрессы старого образца встречаются в основном на ночных маршрутах, не пользующихся большой популярностью.
  • Региональные экспрессы IRE/RE (InterRegioExpress/RegionalExpress) – популярные скорые поезда, совершающие регулярные рейсы между крупными (IRE) и средними (RE) городами Германии

Пригородные поезда

  • Электрички RB (RegionalBahn) – главный тип немецких поездов короткого сообщения, соединяющих крупные города с пригородами и меньшими населенными пунктами.
  • Электрички SE (StadtExpress) соединяют немецкие города среднего размера с пригородами.
  • Городские электрички S (S-Bahn, Schnellbahn) – один из самых популярных видов общественного транспорта Германии, позволяющий путешествовать по крупным городам страны и их пригородам.
На железных дорогах Германии можно встретить такие экзотические для нас виды поездов как «поезд-такси», переделанный из автобусного корпуса, а также составы с двухэтажными вагонами в стиле знаменитых английских «даблдеккеров».

Вагоны немецких поездов делятся на 2 основных класса. Первый отличается от второго незначительно – большим пространством для пассажира (при меньшем количестве сидений), а также почти вдвое большей ценой на билет.

Поезда, следующие по одному и тому же маршруту могут делать промежуточные
остановки на совершенно разных станциях, поэтому, прежде, чем сесть на поезд,
убедитесь, что он останавливается на нужной вам станции.

Узнать расписание поездов в Германии, а также воспользоваться планировщиком маршрута можно на сайте компании Deutsche Bahn.

Резервировать места на «спальные» поезда дальнего следования можно
за 3 недели. Настоятельно рекомендуется делать это как можно раньше.

Билеты и цены

Из-за жесткого зонального деления страны немецкими тарифными союзами (Verkehrsverbund) и многолетнего отсутствия конкуренции со стороны автобусных компаний на рынке местных перевозок стоимость поездки на поезде в Германии довольно велика. Однако, во многих случаях, поезд является наиболее комфортным и быстрым способом путешествия из всех существующих.

Билетный автоматКассы на вокзале Ингольштадта
Билетный автоматКассы на вокзале Ингольштадта

Железнодорожные билеты в Германии можно купить несколькими способами:

  • Заказать онлайн или по телефону (+ (49 1806) 996-633) в компании DB, а затем распечатать. При заказе билета через сайт обычно первыми в списке предложений выдаются наиболее бюджетные результаты, а также билеты, продающиеся по скидочным акциям.
  • Купить в билетных автоматах или кассах (Reisezentrum) на вокзале.
  • Купить билет на свободные места непосредственно на борту поезда (у кондуктора) можно в составах класса ICE, IC или EC. Стоимость билета в этом случае повышается на 10 %.

Проездные билеты

Из всего множества видов билетов, которые предлагаются компанией DB, наиболее удачным (в плане экономии) вариантом для регулярных поездок являются различные национальные и международные проездные.

Виды проездных билетов

  • Транспортная карта BahnCard – популярная дисконтная карта от компании DB. Различные ее виды дают возможность получать скидки на билеты в течение разного по длительности времени. Так, BahnCard 25 (61-123 € в год, в зависимости от класса вагона) дает право на 25 % скидку на поездку на поездах и услуги некоторого общественного транспорта, BahnCard 50 (249-498 € в год) предоставляет скидку 50 %, а BahnCard 100 (4090-6890 € в год) дает годовой абонемент на железнодорожные поездки по стране. При поездке на расстояния от 100 км держателю BahnCard предоставляется право бесплатного проезда на общественном транспорте (City-Ticket), действующее в 100 крупнейших немецких городах.
  • Дневной проездной Quer-durchs-Land-Ticket, стоимостью 44 € дает возможность путешествовать по Германии в течении 1 дня без ограничений.
  • Региональный дневной проездной Länder-Ticket, стоимостью от 19 € предоставляет возможность 1 день пользоваться железными дорогами в пределах 1 федеральной земли (региона Германии).
  • Групповой проездной выходного дня Schönes-Wochenende-Ticket, стоимостью 44 € дает право компании до 5 человек пользоваться местными поездами по всей Германии в течение субботы и воскресения.
  • Субботний проездной Samstags-Ticket, стоимостью 49 € позволяет совершать поездки по стране в одиночку или группой до трех человек (с доплатой 10 € за каждого) в течении 1 субботы. Билет бронируется минимум за 3 дня до поездки.
  • Проездной German Rail Pass – самый популярный у туристов вид туристического проездного билета, позволяющий совершать не ограниченные поездки на поезде по Германии в течение промежутка от трех (188-247 €), до десяти (330-460 €) дней. Билет дает право бесплатного проезда на речных рейнских паромах компании KD Köln-Düsseldorfer, а также на получение скидки на знаменитом автобусном маршруте «Романтическая дорога» от турфирмы Touring Tours & Travel.
  • Проездной German Rail Ticket дает возможность проезда от крупнейших в стране аэропортов Франкфурта, Дюссельдорфа, Кёльна и Лейпцига до центральных вокзалов этих городов. Проездной обычно заказывается через турагенство, вместе с авиабилетом.
  • Международный проездной InterRail, стоимостью от 434 € позволяет путешествовать по всем странам Европы в течение промежутка от 5 дней до месяца. Существует также немецкий «региональный» вариант InterRail (333-517 €), рассчитанный на поездки в течении 3-8 дней за 1 месяц.
Так как проездной German Rail Pass действует только в виде физического носителя,
то заказывать онлайн его надо заранее – с учетом времени, которое потребуется
почте для его доставки.

Группы от 6 человек при покупке билетов могут получить скидку до 70 %, а детские и студенческие билеты продаются существенно дешевле.

В отличие от автобусов и трамваев, на поездах билетные компостеры находятся не непосредственно на борту, а на платформах железнодорожных станций.


Отзывы