Тропами северного оленя

Монгольские кочевники говорят, что если исчезнут олени, то исчезнут и они сами.

Цаатаны – тюркоязычный народ на северо-западе Монголии, и одна из последних групп кочевников-оленеводов, сохранивших традиционный уклад жизни. Тысячи лет они выживали в суровых условиях монгольских степей, меняя места стоянок по пять-десять раз в год.

«Цаа» значит «олень», «цаатаны» – «те, кто владеет оленями». Люди и животные зависят друг от друга: олени дают молоко, из шкур делают одежду, навозом обогревают юрты. Цаатанов осталось всего сорок семей: численность северных оленей сокращается и кочевники находятся под угрозой.

Цаатаны никогда не жили на одном месте. Они кочуют по степям вслед за оленями. Несколько семей объединяются в группы, которые называются «olal-lal», что значит «они» на языке цаатанов.

 

Для шитья одежды цаатаны используют оленьи шкуры. Из шкур делают также сумки, ковры и обувь. Оленьи рога содержат ингредиенты, из которых приготавливаются традиционные лекарства.

 

Дети учатся ухаживать за оленями с рождения. Все роли в общине распределены, и никто никогда не сидит без дела.

Цаатаны живут в юртах. В поселениях обычно их от двух до семи. Кочевники мигрируют круглый год в поисках лучших мест для выпаса. Олень считается членом семьи.

Юрты сделаны из березовых бревен и напоминают по конструкции вигвамы индейцев Северной и Южной Америки. Дома расположены рядом друг с другом, ведь так удобнее вести совместное хозяйство.

 

Внутри юрты: младенец сладко посапывает, пока его родители заняты по хозяйству с оленями. На фотографии справа: традиционный цаатанский сыр, который делают с помощью специального пресса.

 

Женщина по имени Bolorma греет молоко для приготовления сыра. Молок и сыр – основа рациона цаатанов. В теплое время года они едят также ягоды и все, что удается найти в степях. Иногда мясо.

 

Harahuu и Bolorma – муж и жена.

 

У них четверо детей. Вся семья в сборе и позирует вместе с прекрасными оленями. Слева направо: Bolorma, Ulziitsetseg, Tuvshinbayar, Ulziichimig, Narahuu и их старшая дочь Ulziisaihan.

 

Ulziisaihan и Ulziitsetseg – дочери Narahuu и Bolorma. На девочках традиционная одежда кочевников, расписанная красивыми узорами.

 

Другие члены семьи, которые также живут в общине: жизнерадостный Bayrsaïhan, скромняга Chagtan, лучшие друзья – Baagii и Nuuru. Ну и, конечно, их олени всегда в кадре.

 

Каждый вечер сотни животных возвращаются в стойбище, после целого дня скитания по монгольским степям. Захватывающее зрелище, от которого не оторвать глаз: олени появляются на горизонте и кажется, что их рога танцуют в воздухе.

 

Селфи по-цаатански. Да, в XXI веке мобильные телефоны есть даже у кочевников-оленеводов.

 

Иногда удается добыть немного дров, которые расходуются на ежедневные нужны: что-то смастерить, приготовить обед.

 

Пока городские дети играют с кошками и собаками, Tuvshinbayar общается с любимым оленем.

 

На этот раз что-то пошло не так… Олени довольно своенравные.

 

Иногда олени убегают из стойбищ, особенно за закате, когда солнце красиво садится за горизонт. И тогда их приходится догонять, чтобы успеть подоить до наступления темноты. Олени следует за солнцем.

 

Женщины и дети доят оленей. Из молока делают не только сыр или сметану, но также цаатанский йогург. Он довольно сильно отличается от «растишки» и прочих товаров, что мы привыкли видеть в супермаркетах.

 

Тетя Narahuu предлагает попробовать Suutei tsai – традиционный соленый чай с молоток по-цаатански.

 

Ulziichimig, самая младшая дочка в семье, пытается разбудить сестру. Та спит, укрывшись своим же платьем, которое легко превращается в плед. Платье-трансформер.

 

Кочевники собирают стадо – скоро закат. Олени плохо переносят жару, поэтому летом их сгоняют с равнин на возвышенности, где прохладнее.

 

Цаатаны искренне верят, что духи предков переселяются в животных, которые помогают им выжить в суровых условиях.

Кочевники практикуют шаманизм. У них есть священные книги, в которых прописаны все жизненные истины, и даже заклинания на вызов или прекращение дождей.

 

Baagii в традиционной цаатанской одежде: длинном пальто и кепке. На ногах прочные и теплые ботинки, сделанные из оленьей шкуры. Одежду они продают туристам, также как предметы быта и украшения.

 

Жизнь кочевников-оленеводов прекрасна.

Фото: Pascal Mannaerts



Комментарии