Как путешествовать автостопом

Это не мануал, посвященный автостопу, а статья о том, как перестать его бояться, попробовать что-то новое и наконец научиться доверять жизни. Восемь автостопщиков делятся опытом и рассказывают свои истории.

Новичок должен принять бой

Прежде чем написать статью, я проехал 500 км автостопом из Москвы до Воронежа по трассе М4. На дорогу потратил 13 часов, что примерно в два раза медленнее поезда и в тринадцать раз медленнее самолета. Я сменил 11 машин, выпил одну бутылку воды и успел испугаться всего один раз, когда меня высадили в городке Елец и уже темнело.

Конечно, это не поездка зимой через Монголию. Но никто и не заставляет. Некоторые могут подумать, что автостопщики – какие-то особые смельчаки. Но моя история о самом обычном парне, который после фильма о маньяке зажигает свет, чтобы пойти на кухню. И чтобы больше никаких оправданий.

Действующие лица

Я нашел несколько опытных путешественников, чьи маршруты гораздо длиннее моего, и поговорил с ними об автостопе, ошибках новичков и смысле всего этого.

Первое правило

Что я извлек из собственного опыта – здесь не может быть никаких советов. Никто не может предсказать, что именно ждет тебя на трассе. Включается интуиция, активируются органы чувств, которые ты глушишь пельменями и просмотром «Игры престолов» по ноутбуку.

О стопе написано достаточно много. Можно было перевести парочку статей, но единственная правильная мысль – испытать самому. Взглянуть на карту, собрать рюкзак, выйти из дома и встать у нужной трассы. Чем больше ты планируешь и гуглишь, тем вероятнее откажешься от затеи.

Итак, это не материал о том, как путешествовать автостопом. Это статья для новичков, которые боятся, но хотят попробовать. На этом месте должна быть мотивирующая цитата из Джека Керуака, но ее здесь не будет. Будет цитата из «Бойцовского клуба»:

Если ты никогда не дрался, то боишься всего на свете: боишься боли, боишься того, что не сможешь справиться с противником.

Экономия или приключение?

Кирилл

Как ни прискорбно это осознавать, но в автостоп я попал все-таки по нужде, а не из романтического порыва. Денежек на поезд ну совсем не было, вот я и погнал стопом. А сейчас это, конечно же, одно большое приключение. Самые крутые, нестандартные люди, которых я встречал за последнее время, – это водители тачек, которые я остановил. Самые отрывные ситуации, в которые попадал, тоже происходили на дороге.

Андрей

В странах, где автостоп плохой, иногда проще купить билет на поезд или автобус. Яркий пример – Индия. Там транспорт дешевый, но помимо этого ты можешь зайцем кататься на поездах. На некоторых участках я потратил больше, чем если бы купил билет на ночной поезд. Вывод: автостоп – это приключение, но не всегда самое бюджетное.

Дмитрий

Это приключение, в котором ты встретишь самых добрых и отзывчивых людей, ведь другие просто не останавливаются. Непредсказуемость автостопа дает сильнейшие впечатления, которые мало с чем можно сравнить. Впрочем, я не знаю людей, которые бы сознательно променяли комфорт на подобные приключения. Люди отказываются от комфорта, только если у них не хватает на него денег.

Кирил
Кирилл

Маршрут нужно планировать или просто раскрутить глобус и ткнуть в него фломастером?

Кирилл

Фломастером лучше не тыкать, а то глобус испортите. Я думаю, что, как и во многом другом, тут хороша золотая середина. Тошнит от людей, которые по полгода планируют поездку из Киева в Одессу. Скупают под это дело половину аптеки и треть магазина товаров для туризма. А потом выясняется, что они едут на уикенд и у них уже есть билеты на автобус в обе стороны. Но, само собой, необдуманные путешествия – далеко не для всех. Вы же не хотите сдохнуть посреди тундры, отравившись какой-то дрянью. Лучше делать все по нарастающей, с опытом придет и аппетит. И довольно быстро.

Аня и Богдан

Если ты сам не знаешь, чего хочешь, то приблизительно это и получишь от своих путешествий. Мы поклонники планирования, ведь дорога в любом случае преподносит сюрпризы и неожиданности, а вот самые важные моменты стоит определить для себя заранее.

Надежда

Конечно, есть и такой подход, когда едешь наугад. Но тогда нужно быть готовым к острым ощущениям. Честно говоря, иногда хочется просто выйти на трассу и поехать куда глаза глядят – но где взять столько времени. И это походит на бродяжничество. Один мой добрый товарищ-путешественник говорит, что подготовка должна занимать примерно столько же времени, сколько ты планируешь потратить на саму дорогу.

Надежда
Надежда

Худшая страна для автостопа?

Аня и Богдан

В Норвегии, когда уже начало темнеть, мы застряли на границе со Швецией. Машин вообще на дороге не было, поэтому шансов, что мы куда-то в этот день доедем, было мало. Но внезапно остановился один водитель и без лишних расспросов пригласил сесть в свою машину. Он был родом из иракского Курдистана, и вот уже несколько лет работал в городке недалеко от Осло. Не спросив, откуда мы и как нас зовут, он пригласил в гости и сказал, что мы можем сегодня переночевать у него.

Алексей

Когда мы были в Португалии, то на одной автобановской заправке мы простояли два дня, притом, что вели себя дружелюбно, выглядели нормально и даже спрашивали у заправляющихся водителей, могут ли подвезти. Нас было двое, но если разделиться и ехать по одному, то может, и получше стопится.

Кирилл

Очень плохо в неевропейской части России. Сибирь прошлым летом вообще не порадовала. Простоять час-полтора, а то и пять часов на оживленной и единственной трассе с девушкой, остаться в кустах у дороги встречать закат ‒ вполне себе норма. Романтика. Болотца, жабы, мухоморы.

Надежда

Друзья говорят, что очень сложен автостоп во Вьетнаме, но туда я пока не попала. Многие ругают китайский автостоп, но мой опыт говорит, что один из самых моих быстрых, веселых, крутых автостопов именно в Китае.

Алексей
Алексей

Если никто не останавливается, то, наверное, из-за моей бороды?

Илья

Нет, это из-за того, что ты выглядишь как человек, желающий поживиться чужим имуществом. Либо стоишь в крайне неудачном месте для голосования (после крутого поворота, на спуске, подъеме).

Константин

Нет, борода скорее поможет остановить машину, ведь это сейчас модно. Внешний вид, конечно, важен, но все в большей степени зависит от опрятности и настроения.

Дмитрий

Да, одежду хотя бы цветную надень, чтобы не таким суровым выглядеть. К слову, самый знаменитый автостопщик Антон Кротов – бородатый мусульманин.

Кирилл

Ахахах, ты думаешь, что остроумно пошутил, а на самом деле я столкнулся с этой ситуацией в Казахстане, где сторонятся людей с бородой (особенно мужчин). Приходилось реально местами прятать бороду, чтобы застопить тачку. Правда, это не сильно помогало, просто потому, что там стоп местами не очень.

Начните с чего-то несложного. В Турцию или Грузию сгоняйте. Найдите себе напарника с опытом. Я примерно знаю, в каком направлении хочу поехать, что увидеть и сколько времени готов на это выделить. А дальше одна большая импровизация и хэндмэйд.

Картонка с названием города или вытянутый палец?

Дмитрий

Картонка нужна только на развилках, чтобы трафик фильтровать и круче на фотках выглядеть. А так пальца вполне достаточно.

Кирилл

Однозначно палец. Только палец. И ничего кроме пальца. Если у тебя табличка, то ты сразу отсекаешь целую тучу потенциальных машин, которые могли бы подбросить. Далеко не все водители понимают, почему ты вообще стоишь с вытянутым пальцем у дороги. Думают, может, тебе помощь нужна – да мало ли что еще случилось. Останавливаются, и тут-то вы с ними уже «работаете». А когда у тебя табличка – это четкий прописанный алгоритм, и если у водителя с ним хотя бы малейшее расхождение, происходит сбой системы. Ярчайший пример Казахстан, там все сурово, строго и прямолинейно. Стопишь тачку на трассе Алма-Аты–Астана: «Здравствуйте! Вы еде в сторону Астаны?». Стекло поднимается, машина трогается и уносится в манящую неизвестность. Без слов. И так пять раз подряд. Быстренько адаптируешься и начинаешь проситься только до ближайшего городишки. Люди могут искренне полагать, что если они не едут в город, который ты сообщил табличкой, то они и не смогут тебе помочь. Я уже молчу о том, что табличкой ты как бы намекаешь водителю, что ты интроверт. Мне легче написать, чем объяснить. А ведь многие водители берут стоперов именно для того, чтобы пообщаться. Кому нужен немой штурман?

Илья

Картонка будет гораздо полезнее! Особенно если на ней написать какой-нибудь экзотический город. Например, путешествуя по России, я написал «Лос-Анджелес». Это приносит положительные плоды. Проверено.

Аня и Багдан
Аня и Багдан

В каком месте дороги не нужно стопить?

Константин

В таком, где трудно или нельзя останавливаться. На мосту, например, или в тоннеле.

Кирилл

Стопить нужно там, где тебя будет хорошо видно водителю и где ему удобно остановиться, чтобы тебя забрать. Мысли как водитель ‒ и достигнешь успеха в этом вопросе. Правило о том, что стоит менять позицию, если в течение 20 минут ты ничего не застопил, работает, только когда ты настолько кривоногий, что изначально занял неправильную точку.

Алексей

Стопить не надо прямо на автобане, если, конечно, иного выбора нет или нервы не выдержали. А также в местах, где водитель может подумать: «А не хотят ли меня ограбить?».

Андрей

Если никто не тормозит, возможно, рядом стоит знак, что остановка запрещена, или ты находишься в аварийно опасном участке, или тебя попросту плохо видно издалека, а при сближении никто не будет жечь резину, чтоб тебя подобрать.

В начале пути я старался планировать чуть ли не каждую деталь, но в процессе перешел на случай. Куда дорога поведет – туда и поеду. Конечно, я знаю, куда планирую двигаться, но если завтра встречу корабль, капитан которого позовет меня на Мадагаскар – раздумывать я не буду.

Как не сойти с ума, когда три часа играет один и тот же диск Led Zeppelin?

Кирилл

Led Zeppelin? Твой водитель слушал Led Zeppelin? Да вы богато живете, батенька. Попробуй-ка найти вот эти треки: Узеир «Деньги, деньги все решают» и Луиза Салихова «Рожа» и прослушать 16 раз кряду. Или курдские этнические мотивы, которые на второй день дороги просто плавят мозг.

Андрей

Если водитель разговорчив, то спустя время ты можешь предложить ему послушать твою музыку. А если он совсем угрюм и не идет на контакт, у тебя есть прекрасная возможность поспать или написать в своем дневнике интересную заметку.

Дмитрий

Я и шансон могу 12 часов слушать, лишь бы в правильном направлении ехать. Особо чувствительным перед тем, как садиться в машину, советую интересоваться музыкальными вкусами водителя. Всегда можно договориться. Водитель везет тебя потому, что он твой друг и хороший человек. Многие доходят до того, что в туалет попроситься не могут. Нужно быть проще с людьми.

Илья

У меня был момент, когда я в течение целой недели слушал русский шансон. Это была Сибирь, и в своей компании я еще увидел Круга, Вороваек, Жигана, Жену, Бутырку и прочих. Шансона было так много, что в один момент я сам захотел отсидеть, ненавидеть ментов и грузиться о нелегкой воровской доле.

Андрей
Андрей

Я устал и поехал на автобусе – не тру?

Константин

Тру. В путешествиях нужно быть гибким, а не консервативным.

Дмитрий

Не тру. Но ты же не для того живешь, чтобы каким-то там статусом обладать. Все это делается ради фана.

Аня и Богдан

Если ты, например, зимой стоишь в пурге в минус тридцать и уже час как не можешь поймать машину, не нужно зацикливаться на автостопе.

Дмитрий
Дмитрий

Как ночевать, если никто не остановился?

Кирилл

Я решаю этот вопрос очень просто – тягаю с собой палатку. Да, это плюс два килограмма к рюкзаку (но так как он у меня полупустой, я могу себе это позволить). Палатонька – и голова не болит. Едешь себе спокойно и не думаешь вообще, успеешь, не успеешь. И, конечно, не нужно забывать, что нередко в длительные трипы вплетаются походы в горы и всякого рода прогулки вдоль побережья. Какой идиот будет искать ночлег в четырех стенах, когда можно ночевать в горах или прямо на пляже.

Дмитрий

Если палатки нет и холодно, то можно и умереть. Но я так пол-России проехал в холодное время. Главное вставать пораньше, тогда до соседнего города по-любому успеешь. А вообще, под вечер можно автобусы и такси тормозить. При прямой угрозе жизни люди в беде не оставят.

Илья

Должна быть с собой палатка. Если нет таковой, то можно напроситься к местным. Если посреди трассы оказался, то под мостом всегда можно остановиться. Но сквозняки, зловоние и шум будут там постоянными соседями.

Константин
Константин

О чем ты думаешь, когда происходит что-то опасное?

Андрей

Я думаю о дыхании и концентрации ума. Только так я смогу сохранить шансы на удачный исход.

Аня и Богдан

Если думать об опасности – непременно что-то неприятное произойдет. Мысли позитивно, верь в свое везение и что вокруг тебя хорошие люди.

Надежда

В такой ситуации я просто наблюдаю, понимая, что не контролирую эту ситуацию. Ловлю себя на мысли, что нет ни паники, ни страха – есть почти медитативное спокойствие.

Лет шесть назад мы ехали с подругой, и под Челябинском остановился дальнобойщик Анзор, который провез нас почти до Уфы. Он чеченец, историк. Очень вежливый, эрудированный, аккуратный. Рассказывал о прошлом своего рода, республики, обычаях, останавливался на намаз. Мы прониклись к нему, было очень доверительное общение. Напоследок он попросил у нас номера телефонов, чтобы удостовериться, что мы в целости и сохранности доехали до места. Чудесный водитель.

Эпилог

Когда в сумерках замерцали огни родного города, усталость от дороги как рукой сняло. Люблю поезда, но тряска в плацкарте не похожа на путешествие. Поезда и самолеты не дают ощущения, что ты великан и герой, в них нет истории. Тебе нечего рассказать девчонкам в баре.

***

Если у тебя остались вопросы – загляни на странички к ребятам, там фотографии, ролики и путевые заметки. Напиши им, автостопщики – народ веселый и отзывчивый, в совете точно не откажут.

Кирилл – vk.com/nachalodolgogoputi
Константин – vk.com/avtostopom_skvoz_realnost
Надежда – vk.com/id11019274
Алексей – www.youtube.com/channel/UCauIvhoJFlIJ46rB3sDvwlg
Андрей – vk.com/clubvtornik
Дмитрий – vk.com/oneyearfreedom
Илья – vk.com/44travels
Аня и Богдан – vk.com/two.hitchhikers



Комментарии

Jac7172 22 июн 2015

Автостоп - это чушь. Во-первых, не безопасно, во-вторых - не надежно. Неизвестно будет ли попутка вообще, и неизвестно какой водитель там окажется. Может, попадется маньяк с топором вместо домкрата в багажнике. Гораздо удобнее и безопаснее пользоваться цивилизованными видами транспорта - поездами, автобусами, самолетами. Возможно, не так романтично как автостоп - но сейчас такие времена, что не до романтики. Имхо, конечно.

Загружено фото из
ctrl+enter
Иван Кузнецов 25 июн 2015

Хорошая статья. Спасибо за материал.

Загружено фото из
ctrl+enter
Лана Стесина 26 июн 2015

You're welcome! Спасибо всем, кто принимал участие, ребята вы супер!

Загружено фото из
ctrl+enter