Тайны Бахчисарайского дворца

Неотделимый от судьбы Бахчисарая ханский дворец, немало переживший за века истории, уже не одно десятилетие интересен многим. С XVI века «дворец в саду» не раз менял свой облик, особенно перед визитом венценосных особ, продолжая обновляться и прихорашиваться до сих пор. Сегодня публика здесь миролюбивая, а раньше страсти бушевали, и жизнь в Хан-Сарае била ключом. Недаром же он был центром духовности, культуры и политики крымско-татарского ханства, а ныне музей, чудом уцелевший и избежавший забвения, является местом притяжения любителей прошлого.

   Бывшая ханская резиденция в созданном в 1991 году заповеднике – самая впечатляющая примечательность из всего интересного в Бахчисарае. Весь дворцовый ансамбль зданий вместе с садово-парковой зоной по площади 4,3 га. Раньше он был гораздо больше и виделся похожим на поражающий изяществом восточный дворец, объятый дивными садами, Багъчасарай (или «сад-дворец» с крымскотатарского) его и назвали. Со временем данное название трансформировалось, став именем и для города, постепенно выраставшего на правом берегу.

   При основавшем независимое ханство в Крыму Хаджи-Девлет-Герае (Гирее), с которого началась династия, дворец в XV веке был в другом месте (не сохранился). С разрастанием окружения из вельмож и обслуги места во дворце стало не хватать, и хан решил сменить местонахождение резиденции, выбор пал на долину в районе Чуфут-Кале, горами скрытой от посторонних глаз.

  Строиться дворец правителя начал в 1519 при Адиль-Сахибе I (сыне Менгли I Герае). И территория для его постройки здесь была выбрана неслучайно. По легенде, на берегу грязной от нечистот и стоков с кожевенных мастерских речки Чурук-Су змеи, схватившиеся однажды ни на жизнь, а на смерть, бились жестоко, выжить, едва не погибнув, повезло лишь одной из них. Наследник поведал эту историю отцу, углядев в ней хороший знак, а разбитое наголову Оттоманской Портой войско Золотоордынцев явилось для начинаний хана счастливым предзнаменованием.

  Правда, собственных традиций в архитектуре татары, которые еще не так давно кочевали, накопить не успели, поэтому в ход шли достижения соседей, с кем поддерживались разного рода отношения. По замыслу создателей город-сад должен был напоминать райские кущи, таким мусульмане представляли себе рай земной, где бы большой дворец утопал в садах и виноградниках, с уютными таинственными двориками, с журчащими фонтанами посреди зеленых лужаек и цветников и беседками под сенью деревьев-великанов. От европейских, нарочито монументальных дворцов его отличали резные деревянные карнизы и выступающие козырьки крыш, витражи и затейливые оконные решетки, островерхие дымоходы, миниатюрные балкончики-мушараби и зарешеченные галереи. Словом, легкий и по-восточному пышный при всем его великолепии.

   К 1551 году строительство в основном было закончено, сооружение объединило за стенами Хан-Сарая целый ряд строений, а весь комплекс стал центром культурной, духовной и политической жизни крымско-татарского ханства. За последующие века правления каждый из 48 ханов украшал свою резиденцию как только мог, пытаясь каждой новой постройкой в ансамбле увековечить память о себе.

  Сегодня, несмотря на многочисленные толпы туристов, здесь спокойно и тихо, а раньше кипели страсти и нешуточные, даже любовные трагедии случались, плелись, как змеиные клубки, интриги и затевались дворцовые перевороты, решались вопросы – быть миру или войне, в общем, жизнь бурлила вовсю.

   В 1736 при взятии города войском, которым командовал генерал-фельдмаршал Б.К.Миних, роскошный дворец в дыму пожарищ сгорел, под корень были вырублены и его чудесные сады. Над возрождением Хан-Сарая, ставшим 2-м этапом в жизни Бахчисарайского дворца, трудились потом, рук не покладая, мастера из Стамбула и сделали новое детище лучше прежнего. По словам графа де Сегюра, французского посла и историка, посетившего Бахчисарай в 1787 году, обновленный, хоть и меньший по размеру дворец напоминал тогда константинопольский сераль.

   А уж после присоединения в 1783 Крымского полуострова к России переделкам, каждый раз затевавшимся перед приездом коронованных гостей, и конца не было. Ремонтным условно и называют 3-й период в судьбе дворца, растянувшийся с 1783 по 1971 годы. Если перед прибытием в 1787 Великой Екатерины, совершавшей вместе с двором беспрецедентное путешествие по Тавриде, дворцу придавали достойный вид целых 4 года, то перед визитом Александра I в 1818,произошедшим спонтанно, привести дворец в должный вид не успели. Потом фонтан у лестницы к террасам дворцового сада стал напоминанием о том посещении. Традицию продолжил и Николай II, останавливавшийся здесь в 1912.

   Перекраивание одних корпусов на европейский манер и снос других дворцу на пользу явно не шли, утрачивались не только элементы убранства, страдал в целом его восточный колорит. А в Крымскую компанию здесь размещался лазарет, красоты некогда богатым интерьерам отнюдь не добавивший.

   В 1908 при дворце было решено открыть музей для посещения высокими особами и для научных исследований. И только после революции в 1917-м он распахнул свои двери всем желающим. По предписанию Комитета по делам искусств все крымские музеи в первые дни ВОВ должны были вывезти ценности в центр страны, но бахчисарайскую экспозицию не успели эвакуировать. В пещерных нишах Чуфут-Кале спрятали сундуки и ящики с экспонатами, о местонахождении которых знали лишь единицы. Но до прихода сюда партизан весной 1944 немцы обнаружили тайник, вскрыли и вывезли в Германию коллекцию древних монет, редкие ковры, старинное оружие, лаковую керамику.

   После войны отношение к крымским татарам и их истории было негативным настолько, что чуть не привело к ликвидации уникального памятника зодчества. Только благодаря стараниям и настойчивости этнографа и тогдашнего директора (1944-1960) Марии Георгиевны Кустовой музей не был разрушен и забыт.

  С возвращением репрессированных жителей в Бахчисарай музейный фонд пополнился. А после масштабной реставрации, проведенной на научной основе во 2-й половине века XX, дворцовый облик приблизился к оригинальному, хотя и сейчас не может похвастаться бывшей при Гераях роскошью. Но реставрационный – IV этап в дворцовой истории длится до сих пор.

  Бывший дворец ханов – единственный из сохранившихся в Крыму крупный памятник эпохи ханского владычества, культурное достояние и один из ярчайших исторических объектов полуострова, дающих наглядное представление об укладе и быте местных жителей, их ценностях и нравах, царивших в ту эпоху. Любопытные факты из жизни дворцовых обитателей рассказывают гиды во время экскурсий. Но многое и тогда было скрыто завесой тайн, а посему свидетельств, до тонкостей воспроизводящих жизнь во дворце, нам не дано узнать никогда.

 




Комментарии