Не изобретай велосипед

...а отправляйся на нем в путешествие. Бывалые и начинающие искатели приключений рассказывают о том, как путешествовать на велосипеде, и делятся жизненными историями.

Признаюсь: до того, как взяться за написание этой статьи, я не очень-то понимал велотуристов. Кто эти люди и зачем они нагружают свои велосипеды килограммами вещей и едут куда-то в неудобной одежде? Хорошо, если дорога ровная. Но что делать на первой горке? Нет, это не для меня.

Я расспросил семерых бывалых и начинающих велотуристов о том, почему они выбрали этот способ передвижения, как спланировать маршрут, что взять с собой, стоит ли ехать в одиночку и главное – о приключениях в дороге.

Если даже ты не катаешься на велосипеде, не закрывай эту статью – она не о педалях и рамах, а о том, как они тебя меняют.

Действующие лица

Алексей, 25 лет, Москва

«Путешествую на велосипеде Kona Caldera. Начинал с недолгих поездок по Подмосковью, потом стал выбираться в Тверскую, Воронежскую области. Летом 2014-го осуществил давнюю мечту – путешествовал месяц по Норвегии. Сейчас едем с ребятами через всю Монголию и уже не ставим себе ограничений по времени и маршруту».

vk.com/acrossmongolia

Денис, 31 год, Москва

«Мой велосипед можно назвать Франкенштейном. Он был создан из подержанных деталей, принадлежащих старым велосипедам. Свежие компоненты тоже присутствуют – их где-то 50%. Собирал самостоятельно. Получился такой вот зверь, на котором я уже 9 месяцев езжу по Латинской Америке, а годом ранее проехал Скандинавию».

vk.com/mr.hmel

Алексей и Яна, 26 и 29 лет, Новосибирск

«Наши велосипеды: один на базе рамы «Старт-Шоссе» 1988 года, второй – Сommencal El Camino. Мы только выбрались в первую дальнюю поездку – на Алтай. До этого выезжали с палатками в пределах Новосибирской области километров на 300 и не более двух дней».

vk.com/id9781654

Илья, 26 лет, Санкт-Петербург

«На велосипеде Surly Troll ездил по маршруту Санкт-Петербург–Латвия–Литва–Беларусь–Польша–Германия–Франция–Испания–Марокко с ноября по апрель. Поездка заняла 5 месяцев и обошлась в 850 евро».

vk.com/sonsonsense

 

Яков, 28 лет, Москва

«Specialized AWOL Elite. Мощная машина, специально созданная для велопутешествий и серьезных испытаний. Усиленная рама, удобная посадка, куча скоростей, колеса с защитой от проколов, багажники – все это делает этот байк идеальным для долгих расстояний. Настоящий бро. В июне и июле 2015 года проехал на нем по Ирландии. Путешествие назвал «Дорога на маяк».

vk.com/roadtolighthouse

 

Мария, 26 лет, Санкт-Петербург

«Первые путешествия были на дешевом горном велосипеде Stels, потом ездила на самосборном гибриде, сейчас катаюсь на дорожном Bergamont. Много раз ездила в Финляндию сама по себе и с друзьями. Один раз за 10 дней проехала от Ниццы до Барселоны».

captain-slo.livejournal.com

Почему на велосипеде

Алексей: Велосипед делает тебя мобильным. Ты не упустишь ни одной мелочи, ведь именно они делают картину ярче: например, запах соснового леса или земляничной поляны неподалеку! Путешествия на велосипеде располагают к общению с людьми.

Денис: Когда крутишь педали, в голове абсолютная ясность, есть только дорога и глубокое ощущение жизни. Велосипед дал мне больше, чем любые материальные вещи. И я отчетливо понимаю, что уже ни за что не вернусь к рядовому туризму. Only cycling, only hardcore!

Алексей: Несколько раз за день я успевал влюбиться в природу Норвегии и столько же раз возненавидеть ее. Одеться по погоде в Норвегии невозможно. За один час можно позагорать и померзнуть от ледяного ветра с ледников, промокнуть под дождем и быть избитым градом. Ноги постоянно мокрые. Постоянно хочется кушать. На высоте полтора километра мы попали в жуткий ураган и вообще чуть не умерли.

Илья: На велосипеде путешествовал первый раз. Решил изучить этот способ передвижения. Причин несколько. Во-первых, подготовиться к триатлону Ironman (известное спортивное состязание «Железный человек» – прим. Арриво). Во-вторых, у меня мало денег. Ну и велосипед – это абсолютная независимость от всего. Почти везде сейчас есть дороги. А значит, ты зависишь только от своего физического состояния.

Мария: Это хороший компромисс между машиной и пешим туризмом. Велосипед протиснется там, где не проедет машина, где нет поездов. На него можно погрузить все свои вещи и не тащить их на себе. Ну и спорт, конечно.

Как далеко сможет уехать новичок

Алексей: Одному может хватить и дня, после чего он скажет, что никогда больше не сядет на велосипед, другой же, сев на велосипед первый раз, уедет в кругосветку.

Денис: До своих путешествий я был активным велосипедистом и влегкую наматывал каждый день по 30–40 км по Москве, только вот ехать ехать со снаряжением и налегке – это две большие разницы. В первый день своего первого велосипедного путешествия я проехал 63 км и чувствовал колоссальную усталость. Несколько месяцев после этого вообще не катался, но во второй раз проехал сразу 165 км по жаре в 35 градусов. Могу сделать вывод, что в первый раз всегда трудно.

Алексей и Яна: Если начинать с нуля, то далеко уедешь только на велотренажере в фитнес-клубе. Тем, кто давно не катался, нужно для начала проехать хотя бы вокруг дома.

Мария: Знаю много примеров, когда неподготовленные люди проезжали и 70 километров, и 100. Результат зависит от рельефа местности, попутного ветра и тяжести багажа. В Финляндии, например, очень много горок. Рельеф нужно учитывать всегда.

Говорят, что настоящие путешествия совершаются в одиночку

Денис: Находясь в группе, ты всегда идешь на компромисс. Один – ориентируешься только на свои интересы, и если что пойдет не так, то и расхлебывать тебе одному. Я всегда рад хорошей компании. Но за неимением таковой нахожу одиночество вполне приемлемым.

Яков: Одному самый кайф. Я ездил один, и мне было комфортно. Опять же, ты сам выбираешь скорость, где остановиться сегодня, куда зайти, что посмотреть, где есть и так далее. Тебе не надо никого ждать или, что еще хуже, за кем-то спешить. В одиночку – это идеальный вариант.

Илья: У меня был случай. В Марокко я встретил двух ребят-велосипедистов из Хорватии. Они ехали до Марракеша. До финиша оставалось 200 км. У одного из них был насморк, поэтому они передвигались автостопом. Одному из них было очень обидно, что, проехав такой путь на велосипеде, они финишируют с помощью транспорта, просто потому, что его партнер простудился. Когда на дороге только ты и велосипед – это невольно направляет взгляд внутрь себя. Вы не представляете, сколько я обнаружил в себе стереотипов, страхов и ненужных привычек. Такое чувство, что я очистил голову от того мусора, что в нее вкладывался годами бессознательности. Это важнее, чем гипотетическая поддержка напарника по дороге.

Как выбрать маршрут

Алексей: Я изучаю карту, ищу интересные места. Обычно маршрут трансформируется вплоть до отправления, а нередко и во время путешествия. Дорога – это свобода. Маршрут иметь нужно, но не следует загонять себя в строгие рамки.

Алексей и Яна: В первую очередь мы ищем информацию по знакомым ребятам, которые тоже путешествуют. Есть сайт gpsies.com. Мы пока только вливаемся в велотуризм и пользуемся готовыми маршрутами. Но от готовых треков всегда можно отклоняться и ехать своим путем, пользуясь бумажной картой.

Денис: Однажды ночью возле кемпинга у реки неподалеку от границы Никарагуа–Коста-Рика на меня напали трое аборигенов с мачете. Избили и украли ценные вещи. Несколько дней я провел в больнице, недели две с трудом ходил, но мой велосипед остался цел, и спустя время, после полного выздоровления, я продолжил путешествие. То, что не убивает, делает нас сильнее.

Яков: Многое зависит от рельефа местности. Когда едешь долго в горку, начинаешь все ненавидеть, хочется выбросить велосипед и пойти пешком. И тут идеальный вариант – это Google Maps. Google умеет строить веломаршруты и показывает набор высоты. Если интернета нет, то хороший вариант – приложение MapsMe. Ну и дорожные знаки никто не отменял. Практика показывает, что если оставаться на крупных шоссе, то дорога будет хорошая и плоская – магистрали прокладывают по самому простому пути.

Илья: Маршруты Google Maps тоже как-то использовал, но они почти всегда заводили меня в болота и непроходимые места.

Мария: Сейчас планируем путешествие в Норвегию. Посмотрели перепады высот, прикинули расстояние. Особо решили не заморачиваться, даже направление движения выберем на месте – в какую сторону настроение будет, в такую и поедем. 

В каких странах лучше всего относятся к велосипедистам

Алексей: Есть страны, где любят велосипед, катаются сами и развивают инфраструктуру. Почти вся Европа. У нас же в стране передвигаться на велосипеде не очень приятно: отсутствие велодорожек в городах и узкие трассы между населенными пунктами. Что касается людей, то везде есть вероятность, что ты кому-то не понравишься, но обычно все наоборот.

Денис: Однозначно в Финляндии. В Финляндии есть все для велотуриста и велосипедиста, водители очень вежливые, да к тому же кругом проложены отдельные велосипедные дорожки. Дороги во всей Центральной Америке, за исключением, наверное, моей любимой Мексики, не годятся для велотуризма и напоминают прогулку по минному полю.

Алексей и Яна: Предположу, что в Голландии. В Новосибирске в приоритете пока что машины.

Яков: Я могу сказать только про Ирландию, там водители просто милахи. Объезжают вас за полтора метра с выездом на встречку; если вы медленно плететесь в горку, они будут терпеливо ехать за вами и никто не вздумает вам сигналить или обгонять вплотную. В Ирландии проблем не было с водителями.

Илья: Если ты уважительно относишься к водителям, то и к тебе будет соответствующее отношение. Речь идет больше о настрое, чем о правилах движения. Ко мне во всех странах на дороге относились хорошо.

Мария: Говорят, что в Сербии. Разрешают ставить палатки во дворе домов, поят, кормят, дают денег. Все, наверное, от людей зависит. Во Франции все относились к нам хорошо, подсказывали, как лучше проехать. Европа вообще в этом плане приятная.

Чего бояться велосипедисту на дороге

Алексей: Основная опасность – это головной мозг водителя-автомобилиста!

Алексей и Яна: Опасность – это когда едешь за впереди идущим велосипедистом, по дороге, полной «коровьих мин». Приходится уворачиваться от ошметков, летящих из-под колес. А если без шуток, то опасаться нужно фур и выпивших водителей.

Яков: Фуры. Они большие и когда вас обгоняют, немного страшно, так что лучше сбросить скорость, чтобы их пропустить. Еще собаки. Если вы заезжаете на их территорию, то они как минимум могут вас облаять, как максимум – начнут за вами гнаться. Лучше втопить что есть мочи, чтобы оторваться от них, а то мало ли что у них на уме. Проколы. К счастью, со мной не случались, но менять камеру на дороге – не самое приятное занятие. Ну и не стоит ездить ночью. Даже если у вас есть фонари, вы не очень-то заметны для быстрых водителей.

Мария: Можно проколоть колесо, попасть под дождь, не успеть до темноты доехать до кемпинга. Проблема проколов в большинстве случаев решается антипрокольными покрышками, от погоды защищают дождевики, место под палатку можно найти почти всегда и без кемпинга.

Минусы путешествий на велосипеде

Алексей: Я бы заменил слово «минусы» на «сложности», потому что для меня минус подразумевает что-то неразрешимое. К сложностям можно отнести физические нагрузки, перевоз велосипеда на общественном транспорте или же отсутствие доступа в какие-то закрытые общественные заведения.

Алексей и Яна: Минусы?! Какие могут быть минусы? Разве что нехватка силы духа.

Яков: В конце дня вы только и мечтаете о том, чтобы попасть в душ. Мой велик в начале весил 40 килограмм со снаряжением. В конце – 35. Будьте готовы с ним жить, его толкать и тащить.

Илья: Однажды я совершенно безнадежно спал под апельсиновыми деревьями. Мне приходилось есть вонючий французский сыр. Ну и мне не очень просто признаваться в том, что во время путешествия женщины на тебя смотрят голодными глазами. Нужно быть очень терпеливым.

Мария: Велосипедист зависит от погоды. Ехать, например, против шквального ветра с дождем в горку – приятного мало. Ну и велосипед. Иногда их крадут, и Европа не исключение.

Алексей и Яна: 13 июля. Сутки под дождем. 18 июля. Первый солнечный день. Не лишаем себя домашних слабостей: кофе, оладушки, сгущенка… 22 июля. Перевал Чике-Таман. 4 километра – 8% подъема и 23 зигзага. 7 километров – 9% спуска и 24 зигзага. Медовуха у продавцов на вершине. 23 июля. Два дня козлиных троп. Кругом: косули, маралы, медведи… Обрывы под полкилометра. 25 июля. Купол из пленки, бельевая веревка и обогреватель из газовой горелки. 31 июля. Усть–Кокса-Онгудай. Путь, полный приключений. 250 километров. Стерт комплект тормозных колодок. Повышены навыки езды по отвесным скалам. Нас ждет новый трип на Каракольские озера, но это совсем другая история…

Велосипед за 10 тысяч рублей

Денис: За время путешествия по Латинской Америке мне встречалось немало велотуристов, как на крутых байках, так и не очень. Например, встретился мне один американец по имени Росс, который убежден, что путешествовать можно даже на самом убитом и старом велосипеде, а вместо специальных сумок использовать то, что под руку подвернулось, – в его случае это были пластиковые ведра. Парень доехал так из Сиэтла в Панаму, через США, Мексику, Гватемалу, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рику на своем школьном велосипеде! Он, кстати, ему даже по росту не подходил. Бедняга все время горбился, но, тем не менее, Росс своим примером доказал, что если сильно захотеть, то можно путешествовать даже так, с ежедневным бюджетом не больше 3$.

Алексей и Яна: За 10 тысяч вы покупаете макет велосипеда. Определенно нет. Минимальный бюджет для относительно надежного транспортного средства от 20 тысяч. Тем не менее в Хакасии по степям один парень ездил на своем «Ашанбайке».

Илья: Если вы любитель ремонтировать велосипеды, то подойдет.

Обычная одежда или велоформа

Алексей: Тут дело каждого. Очень полезными считаю велошорты с так называемым «памперсом» (мягкая подкладка – прим. Арриво). Они смягчают посадку, отводят влагу и тем самым помогают избежать дискомфорта и уберегают зад от мозолей. Майка – что больше нравится. Сейчас есть технологии, которые позволяют одежде быстро высыхать после дождя, отводят влагу от тела, сохраняют тепло и хорошо дышат, но можно надеть обычную хлопковую и не париться.

Денис: Можно хоть голышом ехать, серьезно, но лучше использовать велоформу.

Яков: Были случаи, когда по приезде ночью в Bed&Breakfast, где хотел остановиться, мне говорили, что мест нет, и я ехал в следующий город в надежде найти ночлег там, а оттуда – в следующий. Бывало, меня настигал сильный холодный ветер с дождем, от которого никуда не скрыться, и приходилось ехать дальше, чтобы не замерзнуть. А иногда я ехал не спеша в хорошую погоду и получал огромный кайф.

Алексей и Яна: Обычная спортивная одежда подходит для путешествий. Еще лучше походная, быстросохнущая.

Яков: Велоформа. В ней вам будет сухо и не жарко. Хорошие джерси (майки – прим. Арриво) можно в конце дня просто прополоскать, и с утра они будут снова свежими и сухими.

Илья: Я ехал в джинсах, хлопковой футболке и кожаной куртке. На чувство собственной значимости это не повлияло.

Мария: Я обеими руками за обычную одежду! Пробовала по-разному, отличия не такие существенные, чтобы обязательно надевать «памперсы» и велоботинки. С ними будет проще, но я не заморачиваюсь.

Минимальный ремкомплект

Алексей: Минимальный ремкомплект должен включать в себя: гаечные ключи, необходимые для разбора или подтяжки деталей велосипеда, например ключ на 15 для педалей, запасную камеру, комплект заплаток, мультитул, насос, пару спиц, выжимку цепи и пару звеньев, WD-40 или керосинчик (для чистки цепи), моток изоленты.

Алексей и Яна: Насос, шестигранники 4, 5, 7, шиномонтажный ремкомплект, смазка цепи, синяя изолента.

Яков: Обязательно надо взять с собой пару камер и много пластырей для покрышек и камер. Ну и еще насос, ключ, монтажки. И скачайте приложение «Ремонт велосипеда».

Илья: У меня был разводной ключ, плоскогубцы, набор шестигранников, нож, отвертка и стандартные наборы для заклейки камер.

Мария: Насос, комплект шестигранников, монтажка, запаска, стяжки (универсальная штука, как изолента практически).

А если нет запаски и гаечного ключа

Алексей: Если что-то произошло – импровизируй. Там, где есть люди, не страшны и поломки. Всегда можно попросить помощи. Главное, чтобы в нас, людях, сохранялась человечность.

Илья: Проезжая по накрытой ливнем дороге, я увидел двух арабов, которые выглядывали из дверей какого-то гаража, звали меня зайти и не мокнуть. Я перебежал трассу и вошел. Это оказался небольшой цех по розливу оливкового масла. Двое детей, слабо говорящих по-английски, тут же накрыли стол с чаем, вытащили лепешки и разлили по тарелкам оливковое масло. Я положил на стол свои финики и изюм. Так в течение 5 минут из водяной лужи я попал на уютнейший арабский остров.

Денис: Тогда придется толкать до ближайшей мастерской, которая непонятно где. Без ремкомплекта даже из дома выезжать на простую велопрогулку я бы не рекомендовал. Инструменты должны всегда быть с велосипедом, а велосипедист должен уметь его чинить.

Алексей и Яна: Есть методы устранения проколов в полевых условиях, но лучше иметь инструменты и прямые руки.

Яков: Сидите дома. Представьте, что у вас пробило колесо и до ближайшего веломагазина в лучшем случае 50 километров. Я бы не хотел оказаться в такой ситуации.

Где есть, спать, мыться, заряжать девайсы, выходить в интернет

Денис: Спать в палатке, мыться в озерах, заряжаться от розетки в торговых центрах, магазинах, ресторанах, выходить в интернет с бесплатного wi-fi. Если страна опасная, как например, Никарагуа, то лучше спать в мотелях или хостелах, благо они там сравнительно недорогие, доллара 3 в сутки. Также множество раз я останавливался на ночлег у пожарных, и не я один, это традиция в мире велотуризма.

Мария: Иногда надо немного потеряться, поплутать в диких местах – на то оно и путешествие. Тем же днем, когда мы ночевали на какой-то лужайке, ночью нашу палатку окружили дикие свиньи. Было очень страшно! Сперва мы не знали, что это свиньи, пока одна из них не начала хрюкать. Отгоняли их от палатки, стуча металлическими кружками.

Яков: Об интернете лучше позаботиться заранее и купить местную сим-карту. Жилье я себе искал на booking.com, Airbnb и просто по пути. А для зарядки девайсов на всякий случай лучше иметь PowerBank (переносной аккумулятор – прим. Арриво). И обязательно возьмите тройник.

Мария: Я сплю всегда в палатке. Когда удается поставить ее в кемпинг, то там есть и все остальное. Если не пользоваться кемпингами, то для электричества можно поставить динамо-втулку в колесо и взять с собой внешний аккумулятор.

Эпилог

Назвав героев статьи велотуристами, я погорячился. И, пожалуй, впервые отчетливо увидел разницу между первым и вторым: путешествиями и туризмом. Каждый герой этой статьи такой же путешественник, как и тот, кто ездит автостопом, пешком покоряет горы и вулканы, пересекает моря на яхтах или работает волонтером…

В одной статье не охватить всех вопросов: путешествие на велосипеде требует тщательной подготовки. Не спеши бежать в магазин, где все равно бесцельно проведешь не один час, пытаясь выбрать велосипед и снаряжение. Сэкономь время и напиши ребятам, чтобы задать вопросы, пообщаться или просто вдохновиться.

Комментарии