8 крупнейших железнодорожных крушений

22 октября 1895 года в Париже произошла одна из самых впечатляющих и известных железнодорожных аварий в истории. Вспоминаем самые страшные катастрофы на железной дороге, которые унесли сотни жизней.

Очень по-голливудски

Крушение на вокзале Монпарнас 22 октября 1895 года.

В 8:45 из Гранвиля в Париж отправился пассажирский поезд № 56, машинистом которого был Гийом-Мари Пелерен с почти двадцатилетним стажем. Из 12 вагонов всего состава 8 были пассажирскими (в них ехал 131 человек). Поезд должен был прибыть на вокзал по расписанию в 15:55, но к этому времени уже опаздывал. За 10 минут до прибытия машинист, видимо положившись на свой опыт, не стал применять на уклоне тормоза, как того требовала инструкция, и не уследил за ростом скорости.

Начальник поезда Альбер Мариэтт попытался применить экстренное торможение, однако тормоза Вестингауза не сработали, так как машинист незадолго до этого получил указание не использовать данные тормоза и поэтому попросту их отключил. 

В 16 часов паровоз на скорости примерно 40 км/ч выбил путевой упор и выехал на перрон вокзала, проехал всю станцию (около 30 м), врезался в переднюю стену толщиной 60 см, разрушил её и с высоты 10 м рухнул на улицу де Ренн.

Число жертв: единственной жертвой катастрофы стала продавщица вечерних газет, на киоск которой упала обвалившаяся стена.

Лондонский «сценарий»

Страшная катастрофа на железных дорогах Великобритании произошла 8 октября 1952 года.

В тот день туманным утром у лондонской станции Хэрроу-энд-Уилдстоун с опозданием в 7 минут остановился поезд местного сообщения. Перед остановкой на станции поезд перенаправили на «быструю» ветку, предназначенную для экспрессов, чтобы по «медленной» ветке могли проехать составы с различными складскими запасами.

В 8:19 шедший из шотландского города Перт экспресс на скорости около 90 км/ч буквально налетел на стоявший у перрона поезд. В один миг превратившиеся в металлолом вагоны разлетелись по соседним железнодорожным линиям. Спустя всего несколько секунд на одной из этих линий со скоростью 100 км/ч Северный экспресс, следовавший в Ливерпуль, врезался в сошедший с рельсов локомотив Пертского экспресса и сам пошел под откос.

Стоит отметить, что в вагоны первого поезда набилось ни много ни мало 800 человек в связи с отменой следовавшего за ним состава.

Число жертв: 112 погибших и 340 раненых.

Советская расхлябанность

Крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа, произошедшая в Уфе 4 июня 1989 года. Является ярчайшим примером вопиющей халатности людей и трагического стечения обстоятельств.

Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения. Дело в том, что на трубе «Западная Сибирь – Урал – Поволжье», по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов, образовалась узкая щель длиной 1,7 м.

Приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления.

Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходящего поезда.

4 июня в 01:15 по местному времени, в момент встречи двух пассажирских поездов, прогремел мощный взрыв газа. Вспыхнул гигантский пожар.

В поездах № 211 Новосибирск – Адлер (20 вагонов) и № 212 Адлер – Новосибирск (18 вагонов) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели.

Число жертв: по официальным данным, 573 человека погибло (из них 181 ребенок), 623 стали инвалидами.

Просто рассеянность

Катастрофа, произошедшая 4 января 1990 года около города Суккур в Пакистане, стала крупнейшей железнодорожной аварией в истории страны.

Пассажирский поезд, передвигавшийся по маршруту Мултан – Карачи длиной 500 миль, состоял из 16 вагонов, в которых ехали значительно больше 1 408 человек – максимальной вместимости состава. Поезд должен был пройти через деревню Санги, но неверно выставленное направление стрелки отправило его на запасной путь, где передвигался пустой грузовой состав со скоростью не менее 55 км/ч.

В результате первые три вагона пассажирского поезда были уничтожены, следующие два сильно повреждены.

Число жертв: 307 погибших и 700 пострадавших.

«Трещина усталости»

3 июня 1998 года высокоскоростной поезд ICE с 287 пассажирами на скорости 200 км/ч следовал из Мюнхена в Гамбург. В 10:56 в шести километрах от Эшеде у первого прицепного вагона на колёсной паре из-за сильной изношенности образовались так называемые «трещины усталости». Произошел разрыв бандажа, который слетел с колеса, пробил пол кузова и застрял между креслами одного из рядов в салоне первого вагона.

Согласно правилам компании остановить поезд стоп-краном можно было только с согласия кондуктора, который в этот момент находился в третьем вагоне.

В 10:58 при прохождении стрелочного перевода обломок бандажа подцепил и вырвал контррельс, который проткнул поезд насквозь. При прохождении второго перевода одно из колёс сошедшей с рельсов тележки ударило по остряку и перевело стрелку на боковой путь. Второй прицепной вагон успел проскочить стрелку до полного перевода, но вторая тележка третьего прицепного вагона попала уже на боковой путь, в то время как первая ещё продолжала следовать по главному.

В результате третий вагон вынесло поперёк пути, и менее чем через секунду на скорости 198 км/ч он боком врезался в железобетонную опору автомобильного моста и, подпираемый массой остальной части состава, снес её.

Число жертв: под обломками погиб 101 человек.

«Горячий» поезд

В поезде, следовавшем из Каира в Луксор, случилось возгорание в одном из пассажирских вагонов третьего класса. В результате пожара погибло более 383 человек, ещё несколько сотен получили ранения.

Трагедия произошла недалеко от города Аль-Айят рано утром 20 февраля 2002 года. Машинист локомотива не заметил, что горит один из вагонов и на полной скорости проехал ещё семь километров после возгорания. В итоге последние семь вагонов пассажирского состава выгорели дотла. Каждый из вагонов рассчитан на 150 человек, в реальности в них находилось в два раза больше пассажиров.

Машинист локомотива не заметил, что горит один из вагонов.

Чтобы не сгореть заживо, некоторые отчаявшиеся выпрыгивали прямо из двигающегося состава. Всего из поезда выбросились 15 человек – многие погибли сразу, другие получили серьёзные травмы.

Позже выяснилось, что причиной начала пожара в вагоне стало неосторожное обращение одного из пассажиров с переносной газовой горелкой. Данное происшествие стало крупнейшим на железных дорогах Египта за всю историю.

Число жертв: около 300 погибших.

Роковая ошибка

Еще одна крупная железнодорожная катастрофа в Пакистане произошла 13 июля 2005 года недалеко от города Готки.

Направлявшийся из Лахора в Карачи поезд дальнего следования врезался в хвост состава, двигавшегося по маршруту Лахор-Кветта и остановившегося на станции Сархад для проведения ремонтных работ. От столкновения несколько вагонов были выброшены на соседний путь, где их протаранил пассажирский экспресс Карачи – Равалпинди.

Катастрофа произошла из-за ошибки машиниста экспресса, следовашего в Карачи, который, увидев разрешающий сигнал семафора продолжал вести поезд, хотя «зелёный» горел для остановившегося пассажирского экспресса, направлявшегося в Кветту.

Число жертв: 132 погибших, несколько сотен получили ранения.

Гибель Samudra Devi

26 декабря 2004 года близ деревни Пералия в Южной провинции Шри-Ланки произошла крупнейшая в мировой истории железнодорожная катастрофа. В результате землетрясения в Индийском океане образовались гигантские волны цунами, которые, дойдя до Шри-Ланки, накрыли прибрежную железнодорожную линию и уничтожили проезжавший в это время переполненный пассажирский поезд Samudra Devi.

Крупнейшая в мировой истории железнодорожная катастрофа.

В 07:30 поезд отправился из Коломбо в сторону Галле. В его вагонах ехали около 1500 пассажиров, а на остановках подсело большое количество безбилетников. В 09:20 по местному времени машинист Янака Фернандо увидел, что впереди расположенный светофор стал сигнализировать желтым огнем, а установленный следом за ним – красным. Вскоре Samudra Devi остановился на открытой местности близ деревни Пералия всего в 170 метрах от кромки моря. Никто из находящихся в поезде пассажиров и проводников не знал о произошедшем за два с половиной часа до этого сильном землетрясении близ Суматры и о порождённых им огромных цунами.

С момента остановки поезда прошло всего две минуты, когда на побережье обрушилась первая волна высотой около 9 метров. Волна ударила поезд в его правую, по ходу движения, сторону и отбросила второй вагон на расстояние 10 метров от путей, но он остался в вертикальном положении.

Проводники не растерялись в сложнейшей ситуации и стали помогать пассажирам из второго вагона перебраться в уцелевшие вагоны. Машинист Фернандо по просьбе поездной бригады принял решение отцепить оставшиеся восемь вагонов и увести поезд в безопасное место. Но через 15 минут обрушилась вторая волна. Пройдя без задержек по уже очищенному после первой волны побережью, волна высотой 6 метров с огромной силой ударила в состав и разорвала его. Из-за давки пассажиры не смогли открыть двери и выбраться из вагонов. Волна забрасывала 30-тонные вагоны на сотню метров от путей через джунгли, и даже 80-тонный тепловоз был откинут на 30–50 метров. Два вагона оказались смыты в океан.

Число жертв: по самым скромным подсчетам, в катастрофе близ деревни Пералия погибло 1700 человек.

Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com



Комментарии

Надежда 21 окт 2013

Про крушение в Шри-Ланке читать особенно жутко... Цифры страшные

Загружено фото из
ctrl+enter

Да, о катастрофе в Уфе все тогда слышали, но при этом все и молчали... Людей жалко даже сейчас.

Загружено фото из
ctrl+enter
Мария Орлова 22 окт 2013

Я читала, что и в Индонезии несколько поездов потерпели катастрофу из-за цунами.

Загружено фото из
ctrl+enter