Как сделать крутое интервью

Чтобы показать, как создается магия, мы с главным редактором пошли на безумный эксперимент – я сделал интервью с самим собой.

Разговор растянулся на целый месяц. Вопросы сочинялись на улице, в электричке и посреди ночи. Интервью началось в Москве, а закончилось в Крыму.

Коротко об авторе

Меня зовут Тимур, я редактор, бас-гитарист и друг детей. За год я сделал примерно 50 интервью, которые признали крутыми сами герои.

«Это лучшие вопросы, которые я видела в жизни!» Катя Заварыгина.
«Спасибо тебе большое, это было самое приятное и интересное интервью». Леся Рекунова.
«Чувак, спасибо за необычные вопросы. Получилось интересно и живенько». Александр Федоров.
«Я тут на днях наговорил интервью. Пожалуй, самый интересный диалог. Вопросы отличные! До этого мне только шаблоны одни и те же задавали». Александр Виноградов.
«Быть может, это лишь мое мнение, но он и правда сумел копнуть чуть глубже, нежели это удавалось остальным». Никита Демин.
«Лучшие вопросы, которые я где-либо читала». Женя Ланцова.

На какие темы не стоит говорить в интервью?

Я не говорю о трех вещах: религии, политике и вегетарианстве. Повторяй это как мантру, и станешь таким же спокойным и улыбчивым, как Далай-лама.

Ты не мог бы повторить? Я забыл включить диктофон.

Пожалуйста. Никогда не говори о религии, политике и вегетарианстве.

Можно ли спросить у героя, в какой горошек у него сегодня трусы?

Интервью похоже на первое свидание. Секрет в том, чтобы не быть занудой и искренне влюбиться. А дальше никто не знает, что произойдет. Может, и до трусов доберетесь.

Какой ответ на вопрос ты считаешь плохим?

Если герой и правда отвечает на вопрос, то это плохой ответ. И плохой вопрос. Их нужно вырезать. Читателю не нужны ответы на вопросы. Ему нужно понять, почему герой интервью не он. Каким опытом и волей обладает этот человек. Как он достиг всего и как все потерял. Читателю нужен подтекст.

Хороший герой интервью это понимает. Он играет, как на сцене. Знаешь, почему столько людей потратили время и ответили на мои вопросы? Они не мечтали в детстве работать в справочном бюро, они хотят быть героями. Твоя задача – сделать их бэтменами. Ну, или джокерами.

Почему на ум приходят только банальные вопросы?

Ты не заморачиваешься. Ты не сидишь перед экраном ночами и не листаешь записи путешественников, не вглядываешься во фразы, нужные для цитат. Я делал все это, чтобы набросать несколько простых вопросов.

Ответы, которые ты знаешь заранее, скучны. В этом есть какая-то магия. Спрашивай о том, что тебя волнует прямо сейчас. Даже если это твои страхи или мечты. В обычном разговоре, даже когда мы слушаем, мы всегда говорим и о себе.

Ф.М. Достоевский. С умным человеком и поговорить любопытно.

Я заметил, ты избегаешь личных встреч, когда делаешь интервью. Предпочитаешь работать с текстом?

Знаешь, люди готовы болтать часами, а тебе это потом обрабатывать. Шутка. Я не избегаю живых интервью. Однажды я разговаривал с фотографом Александром Федоровым по скайпу, и он даже не заметил, как я поправил его речь. А я редактировал интервью неделю.

Интервью – это не живой разговор, хотя шум улицы или улыбка в конце фразы могут его оживить (улыбается). Это все равно текст. И почему-то гораздо интереснее выходит, когда герой набивает его на клавиатуре, а не начитывает в диктофон. Это загадка. Кстати, ты заметил, что мы переместились из Москвы в Севастополь? Давай съедим по мороженому.

Давай. Я люблю обычный стаканчик… Почему ты так возишься с цитатами?

Потому что они классно оттеняют то, что говорит герой. Поначалу я брал отдельные мысли из его ответа и дублировал. Получалось то же самое, только большими буквами и в кавычках. Так делают все. Но потом пришел к выводу, что это странно и скучно. Запомни, нет ничего печальнее, чем повтор того, что я только что сказал. Надеюсь, ты меня понял.

Запомни, нет ничего печальнее, чем повтор того, что я только что сказал. Надеюсь, ты меня понял.

Мне надоело спрашивать про интервью. Давай сменим тему.

А как же заголовок? Мы выясняем, как делается крутое интервью, забыл?

Представим, что до этого была теория, а сейчас – примеры. Только не знаю, плохие или хорошие.

Отлично. Тем более что читатели к этому моменту забыли, что я разговариваю сам с собой.

Как думаешь, стоило уходить во фриланс? Ты ведь сейчас зарабатываешь меньше.

Если хочешь подготовиться к аду, спустись утром в метро где-нибудь в районе Выхино. Поэтому да, стоило. На фрилансе зарабатываешь меньше, и не хватает палки. Зато я работаю над сценарием для мультфильма. И глаз больше не дергается.

Что за мультфильм?

Извини, но как поют Queens of the Stone Age: «Что бы ты ни делал, не говори никому». Это хороший совет, когда речь идет о мультфильме или подружке. Удача – это как очки магии. Рассказывая о ней направо и налево, ты ее тратишь.

Откуда в тебе столько самолюбования? Ты типа Канье Уэста, голос поколения?

Нет, я не считаю себя голосом поколения. Однажды я сказал на вечеринке, что написал хорошую песню, и меня зашикали, как Дейнерис. Мне не нравится, что те ребята потеряли чувство юмора. Сейчас модно говорить: я ни на что не годен, но в глазах читается обратное.

Почему ты ненавидишь трэвел-журналистику?

Большая ошибка делать акцент на слове «трэвел». В первую очередь важна журналистика. Нужно уметь писать. Нужно находить факты. Находить удачные образы. Вкладывать в текст свое видение. То, что ты путешествуешь, не делает тебя автоматически лучше. Научиться работать можно гуляя по собственному городу.

Ты ненавидишь и курсы по трэвел-журналистике?

Нет, почему. Там научат говорить и сочинять тексты без лишних слов, но за деньги. Цитирую: «Лучше отказаться от нового айфона». Создатели курсов живут в параллельной реальности, где каждый начинающий автор может купить себе айфон. Все эти курсы сводятся к одной фразе:

Если, редактируя, ты убираешь только пару слов, а не вырезаешь целые абзацы, то тебя ждет провал.

Мне всегда было проще с текстом, потому что я сочинял песни. Ты вырезаешь куски, убираешь инструменты, пока не останется только ритм и голос, и все звучит гораздо лучше.

Вижу, ты хочешь поговорить о музыке. Почему ты сочинял песни на английском?

Ох, этот вопрос мне задают постоянно. Но отвечаю я неловко, поэтому постараюсь разрулить его прямо здесь. Видишь ли, я не из тех, кто придумывает музыку на слова. Как и большинство людей, я беру гитару и напеваю: «На-на-на-на, ти-ди-ти-ди…»

Никогда не думал, что слова важны. Некоторые просто не могут жить без информации. Это то же самое, когда в доме целыми днями включен телевизор. В музыке важна динамика, эмоциональность. Можно петь любую тарабарщину, но мне нравится, как звучит английский в сочетании с тем шумом, который мы с ребятами извлекали из инструментов.

Ты говорил, что относишься к тексту скорее как оператор к кинокамере. А кто тогда твой любимый кинорежиссер?

Гай Ричи. Ты ожидал услышать кого-то вроде Джима Джармуша или Дэвида Линча, но я люблю старые добрые сюжетные линии. К тому же этот парень знает джиу-джитсу.

Что, по-твоему, самое большое зло в мире?

Самое большое зло. Дай-ка подумать. Пожалуй, религия, политика и вегетарианство… Ладно, шутка. Инерция. На мой взгляд, самое большое зло – это инерция. Почитай «Постороннего» Альбера Камю и поймешь, что люди даже убивают по инерции.

Можешь назвать самую большую несправедливость, которая не дает тебе покоя?

Да, могу. Что Бреда Питта, Джонни Деппа, Мэтта Дэймона и Леонардо Ди Каприо не сняли в фильме «Братья Карамазовы». А сейчас они слишком стары для этого.

Магическое ощущение жизни для меня – часть реальности. Вспомни мистический случай, который с тобой произошел недавно.

Легко. Я ехал в Воронеж на машине, и водитель сделал остановку в небольшой деревне. Там было несколько домов, колонка с водой, следы от огромного грузовика – короче, обычная картина. Было жарко, в воздухе стоял пар. Я сидел в горячей машине и ждал водителя.

И тут на другой стороне улицы я увидел деревянную вывеску с надписью «Шериф». Я несколько минут не мог сообразить, где нахожусь. Еще эта жара. Небольшое расширение сознания. Только когда водитель вернулся и завел двигатель, я сообразил, что там написано «Шифер».

Боб Марли. Я выстрелил в шерифа, но помощник убежал.

Спасибо за интересную историю. Думаю, пора заканчивать. Ты клевый чувак, было приятно с тобой поговорить.

Ты тоже молодец, но в следующий раз подготовься получше. И, ради всего святого, прекрати грызть ногти!

Фото: Алиса Тим, Даниил Лукьянов, Андрей Пинегин

Комментарии

Иван Кузнецов 19 авг 2015

Да, это было крутое интервью. Работа мастера. Спасибо. У меня несколько вопросов/ремарок:

1. Религия и политика — понятно. Я сам не говорю на эти темы, хотя интересуюсь. Но вегетарианство. Очень неожиданно. Потому что и там не найти правых?

2. Диктофон, окей, нет. Делаешь ли ты записи в блокнот по ходу личной встречи? Доверяешь ли памяти?

3. Не понял ответ на вопрос «Почему на ум приходят только банальные вопросы?» Нужно ли сидеть часами перед экраном и листать записи? Задавать ли вопросы, на которые знаешь ответы? Ведь читатели их не знают, им будет интересно.

4. Я тоже люблю текст. Не считаю, что интервью получаются сухими. Все зависит от человека.

5. Согласен, что повторение цитат — зло. Нужно либо выделять фразу прямо по тексту (не повторяя), либо разбавлять выдержками из дневников, книг... Это отличнейшая твоя находка!

6. Как часто можно менять тему? Например, я беру интервью у зоолога, но у него такие интересные мысли о причинах мироздания. А еще он великолепный садовод. Спросить об этом?

7. Мультфильмы — класс!

8. Кстати, насчет безобидных слов «типа», «вроде» и т. п. Придают ли они беседе свежести или это просторечные слова и их лучше не использовать или использовать какие-то другие?

9. Насколько сильно редактируешь ответы?

10. Всем кто интересуется: Уильям Зинсер, «Как писать хорошо». Там есть глава про интервью. https://esquire.ru/william-zinsser

Загружено фото из
ctrl+enter

Иван, привет!

1. Хорошая попытка, но я не комментирую вопросы политики, религии и вегетарианства)

2. Я использую диктофон. Но если герой отвечает на вопросы письменно, он лучше формулирует мысли, у него есть время подумать. Это не просто болтовня. Как-то герой при живой беседе 20 минут отвечал на вопрос, а при расшифровке выяснилось, что он так на него и не ответил. Блокноты для меня не годятся, так как я потом не разберу свой почерк.

3. Нужно сидеть перед экраном и листать, пока не поймаешь нужную интонацию. Возникает иллюзия, что ты хорошо знаешь героя. Как друга. А друга ты не спросишь: Вань, сколько ты зарабатываешь?

Задавать вопросы, на которые ты уже знаешь ответы, скучно. Потому что это лежит на поверхности, нет смысла об этом спрашивать, да и герой наверняка уже много раз рассказывал эту историю. Ему скучно, тебе скучно, всем скучно. Нужно копать глубже.

6. А как часто надо менять тему разговора на первом свидании? Я не знаю. Зависит от свидания. Можно переборщить и утомить и себя, и собеседника. Держись главной темы, которая тебя волнует, а переключения делай для передышки и смеха.

8. Я пришел к выводу, что они лишние. Тебе кажется: "о, круто, мое интервью звучит, как живое". Но "типа", "хм", "ээээ" сбивают с толку читателей, которые смотрят с другого ракурса. Иногда такие вещи бывают в тему, когда герой ну очень круто и ритмично ведет свою речь.

9. Иногда редактирую сильно. И еще никто не жаловался, потому что все хотят звучать четко, красиво и осмысленно. .

Загружено фото из
ctrl+enter

очень крутой текст. кое-что бы выписала, вырезала и повесила на стенку

Загружено фото из
ctrl+enter

Настя, спасибо)

Загружено фото из
ctrl+enter
Иван Кузнецов 27 авг 2015

Спасибо, Тимур, за ответы.

Загружено фото из
ctrl+enter
Irine Mikshis 3 мая 2016

Здорово! Очень весело, остроумно и легко, причем о серьезном. Впервые мне действительно интетесно читать интервью. А некоторые фразы действительно хочется повесить на стену. Спасибо!

Загружено фото из
ctrl+enter