Генезис

Бразильский фотограф Себастио Сальгадо восемь лет путешествовал в отдаленные и нетронутые уголки земли, чтобы проверить, есть ли там жизнь. Фотопроект «Генезис» длился с 2004 по 2011 год и содержит 245 черно-белых снимков-эссе о самом главном - непростых отношениях между природой и человеком.

 

Себастио Сальгадо

Один из самых известных в мире фотографов-документалистов, вошедший в историю классического фотоискусства и фотожурналистики.

Я надеюсь, что этот проект поможет человечеству переосмыслить свое место в окружающей среде. Я назвал его «Генезис», потому что хочу насколько возможно вернуться к началу жизни на планете: к воздуху, воде и огню которые породили жизнь; к животным, которые до сих пор «дикие»; к отдаленным племенам, примитивная жизнь которых осталось без изменений.

Сорок шесть процентов Земли, к счастью, еще остаются в первозданном виде. Это почти половина планеты. Мы должны сохранить этот мир любыми способами.

Рай – это не Швеция и не парижская Ривьера, я видел его своими глазами в амазонском лесу. Там люди живут очень счастливо и расслабленно, их соединяют отношения настоящего гуманизма, там не существует насилия. Это и есть рай.

В одном из племен люди в принципе не едят теплокровных животных, а едят только холоднокровных, типа змей, ящериц. По их мнению, мясо теплокровных животных разгорячит их собственную кровь, и они могут стать более агрессивными. Таким образом, проявление агрессии считается у них чем-то низким, недостойным. Если человек становится слишком агрессивным, его даже могут изгнать из своего племени.

После всех этих путешествий я думаю, что жестокость появилась среди людей, когда мы стали жить большими сообществами и стали беречь свою собственность. В племенах же, о которых я рассказываю, этой проблемы нет. Например, если человек умирает, то его вещи, орудия кладут в большую кучу, поджигают ее. Все сгорает и не достается никому. Так что любой повод к агрессии, жестокости устраняется.

Я фотографировал крокодилов в Бразилии, они даже выходили из воды, чтобы позировать мне. Они улыбались, глядя на меня, честное слово! Сначала я прятался за кустом, но они очень умные, все видят на 180 градусов, и, если ты прячешься, они чуют неладное.

Фотография сама по себе не может изменить ничего. Она только часть механизма информирования. Но в связке со СМИ и заинтересованными международными организациями фотография становится мощным инструментом. 

Мы живем в критичное для нашей планеты время, и фотография – один из способов поделиться этим историческим моментом. В наших силах посмотреть на силу нашей планеты новым, свежим взглядом. Для меня «Генезис» – это своего рода дань уважения, которую мы посвящаем нашему природному дому.

Единственный раз, когда мы подвергались риску, был во время съемок слонов в Замбии. Там на них много охотятся. Этот вид животных находится под угрозой исчезновения. Слоны привыкли, что охотники приезжают на машинах. Поэтому они могут иногда атаковать машину – несмотря на то, что они травоядные животные, а вовсе не хищники. Но когда они видят тебя не первый, и не второй, и не третий раз, они становятся более миролюбивы.

Поведение животных в основе очень разумно. Хотя мы считаем себя единственными разумные существами на планете, но это не так. Разумное поведение свойственно и животным, и даже растениям.

Птицы, черепахи, ящерицы, зебры… Это просто восхитительно! У меня есть даже фотография где одна игуана обнимает другую!

Мое пребывание в Африке было самой лучшей школой за всю мою жизнь – лучше любого университета, лучше любого творческого проекта, за который я брался.

Фотографы обычно живут до старости. И я надеюсь, что смогу фотографировать до самого конца. То удовольствие, которое я получал от своих первых фотографий, до сих пор никуда не ушло. Это огромное удовольствие

В начале ХХ века популяция этих китов насчитывала 500 тысяч, в начале ХХI их осталось 2700. Эти огромные животные, в сущности, очень нежные создания, доверчивые и любопытные. Люди, к сожалению, этим воспользовались. Киты на грани вымирания сейчас.

Мы живем в городах совсем недавно. Еще 200 лет назад человек жил вне городов, а ведь нашему виду, возможно, сотни тысяч лет. Человек всегда жил в природе среди других видов животных. Мы – только один из сотен видов живых существ на Земле: животных, минералов, растений, которые такие же живые и обладают разумом, как мы. Идти к природе – значит идти к себе самому. Живя среди природы, я был одним из видов существ на планете, и это были самые счастливые моменты моей жизни.

Россия такая огромная! Когда летишь над Сибирью, в окно часами видишь сплошь дикие земли. Удивительно, сколько мест здесь сохранили первозданный вид.

В России я снимал на Ямале нетронутое место, где добывают газ. Это одно из крупнейших месторождений природного газа на планете, но даже там используется всего 5% территории, остальные 95% – необитаемые.

Женщины управляют длинными санями. Десять саней формируют своеобразный караван. Мужчины – короткими, потому что они идут по снегу быстрее. Но задача мужчин организовать все необходимое, для обеспечения жизни стойбища.

Когда погодные условия ухудшаются, ненцы со стадами оленей могут провести несколько дней на одном месте, к северу от реки Обь, внутри Северного полярного круга.

Диета ненцев состоит из мяса оленей и рыбы. Каждые три-четыре для они забивают оленя. Разделываю тушу, снимают шкуру, пьют свежую кровь и съедают свежую печень и сердце. Остальное мясо сохраняется на холоде в естественных условиях.

Я видел бедные с материальной точки зрения сообщества, но они были богаты отношениями, качеством жизни, и в них не было болезней сердца. Я видел самые богатые сообщества там, где царила материальная бедность. Истинное богатство – это отношения людей.

После тяжелого дня, во время которого ненцы гнали оленей на север через весь Ямал к побережье Карского моря, они разбивают лагерь и устанавливают чум. Сначала кладут в центре все свои пожитки, а потом окружают его бревнами.

В их жизни так много любви – жены к мужу, мужа к жене, к детям. Все, что их окружает, делает их жизнь удивительно богатой, и они рассказывают друг другу замечательные истории…

Выставка с фотографиями из проекта «Генезис» будет работать Москве в усадьбе Муравьевых-Апостолов (Старая Басманная, 23/, стр. 1) до 17 мая 2016 года.

Фото: Себастио Сальгадо

По материалам интервью разных лет.



Комментарии