Я пропадал в Гималаях месяцами

Когда я связался с Алексеем в прошлый раз, то буквально выдернул его из экспедиции. А уже через неделю – новая. Без лишних слов представляю нашего героя. Алексей Заводский – фотограф, который любит теряться в горах, чтобы поймать редкие, необычные кадры.

Я пропадал в Гималаях месяцами

Перемещаться на крыше местного автобуса бывает в разы комфортнее, чем в его салоне.

Герой интервью
Город моей мечты я не люблю города Я умею делать только то, что мне нравится У меня под кроватью лежит у меня нет дома, где бы стояла кровать Если бы я мог, я бы если я что-то хочу, то я это делаю

Как становятся фотографами National Geographic? У тебя когда-нибудь была обычная работа?

Я ни дня не работал на обычной работе. Раньше профессионально занимался спортом, лыжными гонками, но попав в горы, понял, что хочу быть среди гор и круто изменил свою жизнь.

Я пропадал в Гималаях месяцами, а бывало, что и по полгода безвылазно. Забирался и снимал там, где другие не снимают. В какой-то момент мной заинтересовался National Geographic.

Сперва было непросто. Но если над чем-то упорно трудиться, и это идет от самого сердца, то все получится.

Сколько снимков ты делаешь за экспедицию? Важно их количество в цифровую эпоху?

С каждым годом я нажимаю на кнопку спуска затвора все реже и реже, но число хороших снимков, наоборот, растет. Я давно перестал снимать все подряд и раскладываю штатив, если действительно вижу что-то стоящее. Могу за неделю сделать не более 100 кадров, из которых 10 будет достойных.

Первый совет, который даст любой фотограф: снимать нужно на рассвете и закате. Что делать в горах в остальное время?

Медитировать! Днем, когда я уже нахожусь на точке съемки, я надеваю наушники и прохаживаюсь, слушаю музыку, смотрю и прикидываю, иногда достаю камеру и делаю пробные выстрелы. Когда точки выбраны, остается дождаться правильного света.

Поделись, пожалуйста, любимой фотографией и расскажи, как она была сделана.

Это монастырь Ламаюру в Ладакхе на севере Индии.

Снимок сделан в июле 2012 года. Перед тем как приехать в Ладакх, я просидел месяц в небольшой деревеньке в гималайском предгорье с загипсованной ногой: порвал связки на левом голеностопе. После того, как гипс сняли, я отправился в город Лех, столицу Лакдаха, а оттуда в деревню Ламаюру. Передвигался я еще с трудом, хромая. Нога болела.

Ближе к закату я решил обойти монастырь с противоположной стороны и посмотреть, какой ракурс открывается оттуда. Тропа там была, мягко говоря, не очень, шел я медленно и не успел вернуться в деревню засветло.

Фонаря не было, и я, проклиная себя за беспечность, аккуратно и почти на ощупь двигался в сторону дома, но когда увидел этот самый ракурс, то не мог не сделать кадр. Если бы я ходил нормально, то вернулся бы в деревню вовремя и не снял бы ничего.

Ты часто называешь Гималаи волшебными. Трудно с этим поспорить. Я вот подумал: волшебство ассоциируется с выдумкой, чем-то нереальным. Но реальнее гор, по-моему, в мире ничего нет…

Конечно, Гималаи реальны. Для меня они максимально настоящие, более настоящие, чем города и мегаполисы. Но когда ты погружаешься в мир гор, то в какой-то момент теряешь связь с тем, что для большинства является привычным и реальным.

Гималаи – это волшебная страна, где время течет по-другому, живут другие люди, где все не так, как на равнине. Поэтому Гималаи для меня не просто горы, а другой мир.

Высота 5000 метров, а на тебе носки из шерсти яка и резиновые «кроксы». Наверняка, ты подглядел это у местных. Каким еще приемам ты у них научился?

Да, «кроксы» у непальцев пользуются популярностью, а в сочетании с шерстяными носками так просто творят чудеса.

После долгого ходового дня у тебя только одно желание – снять ботинки и сжечь! Но переобуться во что-то нужно. Тогда «кроксы» с носками приходят на помощь.

Чему еще я научился? С ходу не скажешь… Перемещаться на крыше местного автобуса бывает в разы комфортнее, чем в его салоне.

Есть ли в твоем рюкзаке такая вещь – с виду лишняя, без которой можно обойтись, но она все равно с тобой.

У меня даже две такие вещи. Первая – это чайная ложечка, которая стала чем-то вроде талисмана. Она путешествует со мной везде с 1999 года. Я беру ее на восхождения, на перевалы, абсолютно во все выходы и съемки в горах. По назначению я ее тоже использую.

Вторая – небольшой стеклянный чайничек и две маленькие чашечки, которые со мной последние три года и хранятся в отделении для объектива. Когда бывалые альпинисты и походники видят у меня этот девайс, то крутят пальцем у виска.

Но что я могу поделать, если у меня не получается отказать себе в удовольствии попить хорошего китайского чая из хорошей посуды где-нибудь на пятитысячном перевале.

Как сочетаются твое творчество и коммерческий треккинг? Я правильно его назвал?

Нормально сочетаются! Когда я хожу в горы один, получается больше хороших снимков. С группой я отвлекаюсь на то, чтобы все организовать, объяснить и донести те или иные моменты съемки. Но и сам не забываю фотографировать.

Недавно я был в Доломитах и застал знакомую за горой учебников. – К чему готовишься, Инес? – К экзаменам на природного гида. Нужно выучить географию, историю, геологию Доломитов… У тебя так же было? Что должен знать горный гид?

Я нигде не учился. Но те места, в которые мы отправляемся с группой, я сам исходил вдоль и поперек, поэтому знаю все их особенности и чего ожидать от погоды. Но, безусловно, специальное образование не повредит и у меня есть планы на этот счет.

Как ты выбираешь и планируешь маршруты?

Если выбираю маршрут для себя, главный критерий – отправиться туда, где еще никто не ходил, ну или туда, где мало кто был. А если в хорошо изученный регион, то выбрать такие точки, с которых еще никто не снимал.

В 2013 году я отправился в регион Эвереста по треку через три перевала: Рендо Ла, Чо Ла и Конгма Ла. Народу там ходило достаточно и хорошие фотографии с этих перевалов тоже есть, а вот ночных нет. Я решил остаться в палатке прямо на самом перевале и снимать оттуда ночью. Все получилось.

Если иду с группой, то выбираю регионы, где у меня есть пристреленные точки для съемки. Тут приоритеты другие: люди, которые идут со мной, должны привезти крутые фотографии.

Ты когда-нибудь терялся в горах?

Был момент в прошлом году, в Непале. До захода солнца не успел дойти до деревни и в темноте сбился с тропы. Лез по склону, не разбирая дороги, куда-то наверх, и в голове промелькнула мысль: возможно, я иду не туда. Но в итоге добрался до деревни, просто вышел к ней с другой стороны.

Как ты поддерживаешь себя в хорошей форме?

Я много бегаю по пересеченной местности и успешно выступаю в трейл-раннинге на длинные дистанции (бег по горным тропам – прим. Арриво). В этом году бежал многодневку ТрансУрал – 155 км за три дня, занял 6 место в абсолютном зачете среди 180 участников.

А что насчет внутреннего состояния?

Внутреннее состояние очень важно. Для творчества мне нужно быть спокойным и уравновешенным. Если ум блуждает, я не могу сосредоточиться на съемке. Но при этом, если не будет физической подготовки, то я попросту не смогу затащить все необходимое наверх и ни о каких хороших фотографиях речи идти не может. Физика и спокойствие ума работают тут в тандеме.

Мой опыт показывает, что самое важное в горах – это погода. Все летит к черту, если находят тучи и не дай бог начинается ураган. Какие самые экстремальные условия ты пережил?

Экстремальные условия – те, к которым ты оказался не готов, в остальных случаях все решаемо. Но было два случая.

Однажды я поднялся на перевал Месоканто в районе озера Тиличо в регионе Аннапурны. Погода, и без того не идеальная, сильно испортилась – дул ураганный ветер и шел мокрый снег, нулевая видимость и, как следствие, абсолютная непонятка, куда двигаться дальше. В тот момент я принял единственно верное решение и разбил лагерь прямо на перевале. Просидел там почти весь день и всю ночь, а утром, когда погода улучшилась, двинулся дальше.

Второй случай был на Эльбрусе, когда мы, в надежде на погодное окно, пошли на восхождение. Несмотря на то, что в итоге мы поднялись на вершину, были моменты, когда я не на шутку переживал: видимость стремилась к нулю, снег, ветер, тропа терялась. В такую погоду в горы лучше не ходить. Хорошо, что все закончилось хорошо.

Как ты борешься со страхами? И нужно ли с ними бороться? Мне показалось, они тебе нравятся…

Это хороший вопрос. Бывает, что я один в горах, в нескольких днях пути от ближайшего населенного пункта, и когда выхожу из палатки на ночную съемку, то испытываю неопределенное чувство тревоги, некий страх темноты и неизвестности. Но, когда настраиваюсь на работу и начинаю снимать, мне удается с ним справиться.

Иногда чувства страха не возникает. Наверное, это как-то связано с внутренним состоянием тишины и стабильности – когда его не хватает, появляется страх. С ним не то чтобы надо бороться. Его надо наблюдать и, наблюдая, искать ответ: чего на самом деле ты боишься? Если получается, то страх проходит так же быстро, как и появляется.

В горах важны цифры, не буквы: твой рекорд высоты, рекорд набора высоты за день, самый длинный переход, самая продолжительная экспедиция, вес снаряжения, минусовая температура. Ну, и степень защитного крема от загара – кстати, он помогает?

Максимальная высота не такая уж и большая – 6189 м, Айленд Пик, Непал. (скромничает Алексей – прим. Арриво).

За день набирал две тысячи метров с рюкзаком в районе 35 кг. Это был очень длинный день, около 15 часов.

Как-то 33 дня шарахался в регионе Аннапурны. В тот же год, 2012, я шесть месяцев не покидал Гималаев, лишь изредка возвращаясь в цивилизацию, чтобы постираться и закупить все необходимое для следующего броска.

Вес снаряжения варьируется: обычно от 25 до 35 кг. Если тащу всю фототехнику, палатку, запас еды на неделю, газ и все необходимые шмотки – тогда максимум. 10 кг из этого – фототехника.

Приходилось ночевать на ледниках при температуре -20 °C. У меня хороший спальник, дискомфорта не испытываю, но как-то я ночевал на озере Тиличо на высоте 5000 м, температура была в районе -10 -15 °C, а спальник был на +5 °C. Вот эти две ночевки я запомнил на всю жизнь.

Крем от загара у меня 50, но если весь день на снегу и на высоте более 5000 м, то лучше тканевая защита. Пару раз я упускал момент, когда надо нанести новый слой крема и сгорал до пузырей.

Таймер отсчитывал длинные выдержки. Цели и стремления обрели некое, не то чтобы новое, но ясное и четкое очертание. Пришло абсолютное понимание того, что вот так сидеть высоко в горах, на перевалах, в палатке, ночью, одному, мне определенно очень нравится.

Автор интервью: Иван Кузнецов

Фото: Алексей Заводский

alex-zavodskiy.livejournal.com
www.facebook.com/alexey.zavodskiy
500px.com/alexeyzavodskiy



Комментарии

Лана Стесина 12 ноя 2015

Фотографии потрясающие!

Загружено фото из
ctrl+enter