В Камбоджу за вдохновением

«Определенно, страсть к приключениям – одна из моих главных страстей».

В Камбоджу за вдохновением
Герой интервью
Город моей мечты – Берген Я умею слышать У меня под кроватью лежит какая-то странная коробка Если бы я могла, я бы нарисовала пустоту

«Тайцы появляются отовсюду, как грибы, так что кажется, улица обросла опятами. Они дают удивительный неописуемо прекрасный запах городу – сравнимый только с тем, который остается на руках у грибника, вернувшегося из леса» – мне кажется, лучше режиссера никто не передаст атмосферу Азии.

Сегодняшний разговор с Настей получился в основном про Камбоджу, которую лично я представлял себе иначе.

Арриво: Поездка в Камбоджу была запланирована с самого начала или это было спонтанное решение съездить в соседнюю с Таиландом страну?

А: Была запланирована с самого начала. Можно сказать, что поездка в Таиланд состоялась с целью попасть в Камбоджу. Именно поэтому местом проживания была выбрана Патаййа, откуда в Камбоджу возят экскурсии.

В чем ты видишь разницу между этими двумя странами? Ведь для большинства людей Азия ­– она и есть Азия: рынки, слоны, лодочки, благовония.

Камбоджу вообще ни с чем другим не спутаешь. Для меня она такая одна. По запаху, по атмосфере. Разница между Камбоджой и Таиландом для туристов, наверное, в ценах, общем уровне жизни.

Дети, одетые в пыль вместо одежды, еще до приезда туристов выстраиваются рядами, в ожидании. Они берут все – начиная от хлеба и заканчивая деньгами – свернутыми грязными бумажками из чьих-нибудь толстых рук. Их главный вопрошающий отработанный жест – кисть, указывающая на рот.

Какие у тебя впечатления от Ангкора?

К сожалению, времени, которое давалось на весь храмовый комплекс, хватило только на осмотр трех храмов. Больше всего впечатлил даже не Ангхор-Ват – основной и главный из всех, а известный храм Та Пром. Именно здесь растут уникальные деревья, которые оплетают корнями разрушающиеся стены храма. Говорят, это единственное место на Земле, где можно встретить такое редкое «участие» природы в мире искусства. Я там просто воздух пила, хотя осмотр проходил «на бегу».

Ты как художник, режиссер ощутила в Камбодже прилив вдохновения? Появились ли новые планы, сюжеты, изменились ли взгляды на жизнь?

Камбоджа – вообще муза. Находясь внутри этой страны, мне кажется, невозможно не испытывать прилив какой-то творческой энергии, даже для человека не творческого. Это как галерея жизни – со всеми составными частями. В Камбодже я очень многое переосмысливала. Более всего наверное изменилось отношение к понятию «боли». Имеется в виду, конечно, боль не физическая. Просто наблюдая за тем, как живут там люди, возвращаешься назад домой на «одну ступень выше», мудрее. Как таковых сюжетов возникало в голове много. Камбоджа – очень кинематографична. Но здесь даже актуальнее снимать документальное кино – потому что «слишком много жизни во всем», будто бы перед тобой уже сеанс какого-то фильма.

С жизни здесь сдернута кожа, а сама она болтается где-то над мутной глубиной канала, по которому на деревянных катерах везут совсем другие судьбы – людей с других планет, на самом деле и не подозревающих, что такое настоящая драма. Я рвалась сюда за правдой и встретилась с ней лицом к лицу. Одна проблема – кроме правды здесь ничего нет.

Как живут люди в камбоджийских деревнях? Особенно интересует, как дети адаптируются к бедности, повышенному вниманию «белых людей»?

Люди живут бедно. Хотя это мягко сказано. Они живут как в мешке нищеты, без выхода. Сложилось такое впечатление. Но они привыкли и другой жизни не знают, дети видят все это и растут уже с пониманием. Туристов они ждут, знают, как просить и что. Им дают не только деньги, но и еду. Дети подплывают на лодках к туристическому катеру на водяном канале, у них на плечах – змеи. Сами они босые и голодные. Они показывают змей туристам, как в цирковых номерах. За это получают еду и деньги, дают себя сфотографировать. Сердце сжимается от этого.

Вернемся к Таиланду. Что тебе удалось увидеть и запомнить в этой стране?

Я запомнила шумы. Это самое сильное впечатление. Правда, это мой первый выезд в азиатскую страну, но, тем не менее, такого странного, заволакивающего сочетания звуков, я никогда и нигде не встречала. Шипение сковороды, тайский диалог, несколько вариантов сигналов мопедов и машин, стук каблуков, русская речь, все вместе, все одновременно. Это настоящая симфония. И конечно, свобода Таиланда – это какая-то отдельная реальность. Причем к какой бы конфессии ты не относился, Таиланд вышибает из всех правил, и хотя бы на день ты становишься абсолютно земным, чувствуешь собственную кожу. А еще – там все улыбаются.

Улицы заполнены шумом. Такого шума я еще не знала. В нем столько музыки, что впервые просто слушать ее мало и ничтожно. Приходится пить ее кожей. Рай для композитора. В шипении сковороды весь вкус недожаренного мяса, и это больше чем то, что окажется во рту. В отдаленном тайском лепете растворен сам вкус жизни.

Удалось пообщаться со знаменитыми тайскими трансвеститами?

Удалось и даже не один раз. Хотя цели такой совсем не было и желания тоже. Но поскольку их там достаточно – заказывая ужин в местном ресторанчике, не обойтись без «визита» официанта-трансвестита. С точки зрения наблюдения за людьми – это интересно.

Я считаю, что страсть к приключениям – это что-то вроде врожденного качества, как цвет глаз. Как думаешь, в тебе есть это качество? Ты можешь прожить жизнь, как большинство людей, в зоне комфорта?

Определенно, страсть к приключениям – одна из моих главных страстей. Имея творческую профессию, невозможно не искать новые миры. Как иначе узнаешь жизнь? Комфорт – это не для меня. Я скорее усну в палатке на берегу дикой реки, кишащей рептилиями, чем проведу весь отпуск в пятизвездочном отеле. Если бы была возможность я бы жила в путешествии, постоянно перемещаясь на новое место. Только так можно по-настоящему жить, как мне кажется. Все остальное – какая-то сухая подмена.

Я корю себя бесконечно, что оставила камеру. Здесь столько атмосферы, что боишься моргнуть. Пропустить секунду – значит пропустить целый фильм. Здесь можно мыслить только кадрами. Страна без правил, мир бесконечного движения. Я стою на балконе и смотрю на большую гусеницу дороги – она перебирает колесами, сверкая окнами машин и зеркалами мотоциклов.

Где тебе еще удалось побывать? Какая страна запомнилась больше всего?

Я в основном путешествовала по Европе – практически все страны объездила. Причем самое захватывающее – путешествовать на машине, каждый день менять город и, если есть возможность, страну. Мне очень нравится Норвегия – с ее нетронутостью и чистотой. А из более цивилизованных стран – Италия и Германия, в первой вообще не отказалась бы пожить. Польшу тоже люблю.

Была ли страна, которая тебя разочаровала? Мы ведь все склонны идеализировать места, в которые едем.

Пожалуй, нет. Разве что чего-то большего ждала от Швейцарии… К моменту поездки в эту страну, уже видела Норвегию. А после неё ни одни горы не впечатлят, как ни крути.

Ты из тех людей, которые не рассказывают о своих творческих планах или все-таки поделишься чем-то?

Я из тех людей, которые не любят стереотипы. Поэтому я и расскажу, и промолчу. Сейчас есть творческое движение в моей душе. Физически пока воплощается оно сложно. Но я стараюсь прикладывать все усилия. Если кратко – новый фильм будет, но не так скоро, как хотелось бы.

Фото: Анастасия Галкина, thinkstockphotos.com

Комментарии

Serguey Karev 8 июл 2016

И что же? Уснула хоть раз? В "палатке у дикой реки".

Загружено фото из
ctrl+enter