Школьный учитель на краю света

«Мне всегда хотелось работать где-нибудь далеко-далеко и чувствовать свою полезность для общества».

Школьный учитель на краю света
Герой интервью
Я хочу есть и не толстеть Я умею успокоить, развеселить и приободрить Что накипело бытовые проблемы Что радует конфеты, фрукты, баночка селедочки

Восемь лет Маша вела в Москве развивающие тренинги для школьников, учила малышей читать и писать. Почему она уехала работать с чужими детьми и как сложилась ее жизнь в Гондурасе, Маша расскажет сама.

Арриво: Маша, привет! Как в твоей жизни появился Гондурас? Люди сидят на стуле и мечтают, чтобы на них свалилось приключение. А ты взяла и уехала!

М.: Мне всегда хотелось работать где-нибудь далеко-далеко и чувствовать свою полезность для общества. Мечты рисовали меня в Африке в образе доктора Айболита. Поэтому когда я поняла, что они могут так и остаться мечтами, начала поиски вариантов. Меня очень поддержали друзья, за что я им безумно благодарна. Однажды мне попалось интересное предложение, я прошла интервью по скайпу и (ура-ура!) получила приглашение в неизвестный и такой далекий Гондурас.

Арриво: Гондурас действительно самая опасная страна в Центральной Америке? Там учителем работать так страшно, что пришлось звать подмогу из-за границы?

М.: В Тегусигальпе, даже в безопасных местах, чувствуешь себя героем криминального фильма. В маленьких городках все спокойно, люди друг друга знают, улыбаются. Жители Гондураса хорошие, улыбчивые и жизнерадостные, но если в автобусе замечтаешься, то и без вещей остаться можно (улыбается).

Арриво: А чем тебе наши школьники не угодили, почему решила преподавать на другом конце света?

М.: Наших ребят я очень люблю и скучаю, с кем-то до сих пор по скайпу общаюсь. Но мне хотелось перемен, роста и испытаний. Малышня такой тетей-учительницей гордится, да и знает теперь про такую страну – Гондурас.

Это так здорово, когда идешь по улице, а ученик кричит тебе: «Мииииисс Мааааааарииииия!». Тогда появляется время почувствовать жизнь, не гнаться непонятно зачем, а просто быть счастливой.

Арриво: Чему ты учишь местных детишек?

М.: Я работаю с дошкольниками, у меня 23 ученика от четырех до пяти лет, мы учимся писать, считать, узнаем, как устроен мир. Это развивающие занятия на английском. Учимся играя и песенки поем (улыбается).

Арриво: Когда думаю про школу в Гондурасе, представляю ободранные стены в классных комнатах и карандаши в банановом листе вместо пенала. Доля правды в этом есть?

М.: Наш кабинет был с бетонными стенами, со старыми стульями, но цветная бумага, ножницы и фантазия преобразили его.

Арриво: Как дети отличаются от наших по воспитанию и поведению?

М.: В гондурасских школах царит атмосфера безумной любви к детям ‒ они приходят, целуют тебя и обнимают. Строгости нет ни для дошкольников, ни для учеников старших классов. В школу дети мчатся и очень ее любят.

Маленькие гондурасята нежные и ласковые, им просто необходимо в течение дня, чтобы их обняли и поцеловали. С другой стороны, из-за отсутствия правил в семье они ведут себя развязно. Могут в мой стол залезть, найти конфеты и спасти меня от лишних килограммов (улыбается).

В школе учатся разные дети, кто-то явно с проблемами психологического характера. Зато здесь отсутствует буллинг (дедовщина). Все дети дружат, на переменах старшие заходят проведать младших, любят устраивать концерты и часто остаются на дополнительные занятия.

Директор знает всех детей по именам, каждое утро он их обнимает и целует.

Арриво: Родители в Гондурасе строгие? Они вообще интересуются оценками, на собрания ходят?

М.: Про родителей история отдельная. На собрания практически никто не ходит, а указания педагога, например, просьба уделить внимание развитию памяти ребенка, могут быть восприняты, как оскорбление. Хотя есть и волшебные родители, которые внимательно слушают рекомендации и занимаются с детьми после уроков. По-разному, как везде.

Арриво: Как проходят уроки? Наверное, ничего общего с российским учебным процессом?

М.: Основная проблема – дисциплина. Старшеклассники, например, на контрольной работе объединяются в группы или могут запеть посреди урока, и с этим ничего нельзя поделать. В целом с российской школой здесь нет ничего общего. Занятия, например, идут с одним 30-минутным перерывом на завтрак.

Арриво: Какие навыки, кроме преподавания, тебе пригодились, а какие пришлось прокачать?

М.: У нас часто проблемы с водой, так что элементарные знания сантехника подарили мне корону мастера на все руки. Банальные бытовые умения очень спасают.

Ну а вырезание/шитье/обувание 23 ребят, когда на площадке еще около 40 таких же ботинок, пришлось прокачать. Честно говоря, я мастерить руками не люблю, я скорее отрежу себе палец, чем мой круг будет кругом, а не квадратом. Так что спасибо Гондурасу – теперь могу быть специалистом по кружкам (улыбается).

Арриво: К чему ты спустя 8 месяцев так и не привыкла?

М.: К местной медицине, вернее, к ее отсутствию: от всех болезней здесь колют снотворное. Да так, что сидеть потом больно полгода. Не привыкла к отсутствию элементарных знаний о гигиене. Еще странно, что во многих семьях по пять детей, а денег еле-еле хватает на одного.

Никак не смирюсь с проблемами с водой: только встанешь под душ, а там маленькая капелька капнет, что-то крякнет и все. Живу надеждой, что вода будет на следующий день, ну, или на речку еду.

Еще здесь есть огромные тараканы, которые не боятся никакой отравы. Лягушки размером с маленькую корову (улыбается). Удивляет, как бедно некоторые люди живут: дом без крыши, покосившиеся стены, но при этом абсолютно счастливые и добрые. Этому надо поучиться.

Арриво: А ты скучаешь по борщу, снегу, пробкам? Или все это встречается в Гондурасе?

М.: Скажу честно, первое время плакала по ночам, тосковала: и по нашим просторам, и по селедочке с бородинским хлебом. Ну а потом пришла мне посылка от друзей с конфетами и шпротами, ммм – жизнь сразу наладилась.

Арриво: Тебе было легко подружиться с местными, с коллегами? Интересно вариться в мультикультурном котле?

М.: Когда я летела в Гондурас, переживала, как меня примут, удастся ли подружиться. Коллеги у меня в основном из США и Великобритании. Мне с ними повезло, у нас команда, где все за одного. Знаешь, ведь меня здесь настигла новость, что дедушки моего не стало, так вот, они меня поддержали, как семья, – это многого стоит!

Арриво: В России учителя живут не слишком богато. А тебе хватает преподавательского заработка, чтобы ни в чем себе не отказывать?

М.: Сначала я наивно полагала, что буду гондурасским бароном. Но реальность такова, что за 3‒4 дня до зарплаты доедаешь остатки в холодильнике. У нас, правда, в столовой можно есть в кредит, что очень помогает. Получается, или мы с коллегами едим очень много, или зарплаты маленькие.

К чему в деревне новые туфли?! Только если перед курами да коровами хвастаться.

Арриво: А чем ты занимаешься в свободное время? Кроме пляжа и сигар?

М.: До пляжа мне ехать 8 часов, так что в свободное время или горы, или прогулка по деревушке!

Арриво: Говорят, что жизнь везде одинаковая, а проблемы у людей во всем мире одни и те же. Согласна?

М.: Да, просто где-то какие-то проблемы стоят острее. Человек везде человек.

Арриво: Смотрю на фотографии, а у тебя везде такой счастливый вид. Это дауншифтерская нирвана настигла или жизнь в Гондурасе такая классная?

М.: Просто здесь нет безумной гонки. Идешь на работу, а перед твоим взором горы, солнце, все улыбаются. Как тут не быть счастливой?! А если с утра еще и вода есть, так джигу-дрыгу танцуешь и понимаешь: жизнь прекрасна.

Арриво: Маш, ты советуешь читателям бросить все и уехать подальше от скучной работы и вечных холодов?

М.: Да, определенно да! Вы же всегда можете вернуться, а кто не рискует – не пьет шампанское. Благодаря интернету не чувствуешь себя вдали от близких. Преграды только в голове, теперь я точно это знаю! Ну а когда добродушные гондурасцы ждут твоего борща, эх, понимаешь, что все мечты в наших руках!

Автор: Ксения Ахумян



Комментарии